Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

И зачем ты навязла мне Шарлотту...

.
«ТОРГИ», Д.Крымов, ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА, 2006 г. (8)

Основной смысловой стержень – «вишневый сад продан», реальный эпизод истории театра «Школа драматического искусства», в роли вишневого сада - 3214 кв.м. на Поварской улице, дом 20, конфликт с властями из-за площадей и полномочий, отъезд основателя театра Анатолия Васильева в Париж.

Актеры «Торгов» – 5 клоунов – разговаривают только текстами чеховских пьес, текст отлично ложится на ситуацию. Но, если бы все ограничивалось только этим основным смыслом, спектакль можно было сыграть за 10 минут. Посидели у песочных замков (домик с табличкой «Поварская, 20» , холмик с вишневыми прутиками), погоревали и ушли, сцену оставили пустой, затемнение на несколько минут, чтобы зрители прочувствовали пустоту и темноту, и можно выходить на поклоны. Тянуть прощальную ноту полтора часа совершенно бессмысленно, всё сказано, все уже ясно. Выручает чеховский текст, он оказывается универсален, амбивалентен, многозначен. После затемнения клоуны возвращаются и к основному смыслу начинает добавляться множество обертонов, расширяющих, меняющих смысл, иногда даже издевательски выворачивающих его наизнанку.

В расширяющемся смысловом поле начинает проявляться визуальная сценографическая фантазия постановщика. В разговорных «Торгах» фирменный образный видеоряд Крымова не так плотен, как в бессловесных «Демоне» и «Донком Хоте», но не менее выразителен.

Острова

Самый эффектный образ лучше виден с последнего ряда. Над сценой, словно луна, зажигается большой мутно-белый прожектор. Черное пластиковое покрытие сцены начинает отсвечивать, блестит как вода, и тогда кучи песка превращаются в острова. Два острова посередине черного озера. На одном - «Поварская, 20», на другом – башни из песка и огромный золотой «самовар с пушкиным».

Пу

Торжественный вынос самовара – еще один эффектный и многозначный образ. Это похоже на появление Лопахина в 3-м действии «Вишневого сада». «Музыка, играй отчетливей, идет новый владелец». Потом до конца действия «самовар с пушкиным» остается стоять на сцене, таинственно поблескивать в затемненных сценах («а работать за вас, пушкин будет?»).
В конце концов на сцене остаются только самовар и Прохожий.

Прохожий

Сцена с прохожим из «Вишневого сада» одна из загадок чеховских пьес, Чехов специально не дал никаких подсказок, оставил незаполненный контур, и вот многие поколения режиссеров заполняют его по своему усмотрению.
Вариант Крымова очень убедителен. В какой-то момент среди клоунов появляется совершенно постороннее существо, не-клоунского и не-актерского облика. Этот прохожий представляет на сцене (является послом) даже не зрителей (не-актеров), а прохожих, людей идущих по Поварской улице и совершенно не подозревающих, что происходит за стенами дома 20, какие фокусы показывает Шарлотта, куда бежит от необразованности Яша. Прохожие движутся в параллельном мире и хорошо, что Крымов это понимает, не зацикливается на том, что происходит в скорлупке ШДИ.
Прохожий – солдатик в шапке ушанке, в гимнастерке без ремня, вид имеет бледный доходяжный. Клоуны-Раневские тут же отдают ему все, что у них есть. Растерянный солдатик уходит с охапкой вещей, а еще более растерянные клоуны говорят - «всё взял…», публика смеется.
В финале этот Прохожий вновь появляется и начинает «рубить сад» (разрушать песчаный холмик с веточками). Следует реплика Ани «мама просит вас: пока она не уехала, чтобы не рубили сада». Прохожий останавливается, закуривает, клоуны забирают свои рюкзачки и уходят, он остается один на сцене, черным силуэтом, знаком вопроса.

Крымов и Васильев

«Торги» – единственный спектакль Крымова (из тех, что я видел), где есть явное сходство со спектаклями Васильева. Цитирование в спектакле режиссерских приемов его (неявного, но главного) героя сделано преднамеренно. В середине «Торгов» клоуны превращаются в певцов, а чеховский текст, ранее представлявший собой целые реплики и большие фрагменты диалогов, размалывается в труху, в отдельные слова. Эту окрошку из чеховских слов и исполняют певцы, сначала в стиле современной академической музыки, а потом докатываются и до рэпа. Зачем? Чтобы напомнить зрителям о Васильеве.

Лакей Яша

Самым издевательским образом звучит в спектакле тема Парижа, о Париже, где «все давно уже в полной комплекции» рассуждают словами лакеев - Дуняши, Епиходова и Яши. Рифма к отьезду Васильева возникает мягко говоря неоднозначная.

В следующем «яшином эпизоде» Васильев уже перевоплощается в Раневскую, а в актеры Крымова (или сам Крымов?) в Яшу. Они поют открытым (яшиным) текстом.

Любовь Андреевна Анатолий Александрович, если поедете в Париж, возьмите меня с собой, сделайте милость. Здесь мне оставаться положительно невозможно. Сами видите, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно, а тут еще Фирс ходит, бормочет разные неподходящие слова.

Не монолог, песня!

Шарлота, покажите фокус.

Спектакль играют совсем молодые актеры, совершенно незаметно, что они прожили в этих стенах жизнь, слова Раневской «продавайте и меня вместе с садом» им не по подходят по возрасту, им подходят слова Ани и Пети («вся Россия наш сад, мы насадим новый сад. Вперед. Не отставай») или слова Тузенбаха и Ирины («уедем, будем работать»). Молодым проще расставаться, они подвижны.

Среди множества персонажей четырех чеховских пьес есть только один клоун, это Шарлотта. Текста Шарлоты в «Торгах» нет (по крайней мере я не заметил), это потому, что Шарлоте (то есть, клоунам) здесь переданы реплики всех остальных персонажей. Когда клоуны «Торгов» разговаривают чеховскими словами, получается, что это Шарлота играет Раневскую, Вершинина, Аркадину. Клоунское отстранение берет ситуацию в скобки.

«имение продано или торги не состоялись, зачем же так долго держать в неведении!»

Спектакль поставлен по горячим следам конфликта, когда помещение отобрали, а Васильев уехал в Париж. Однако «Торги» продолжает идти уже третий сезон все в том же здании на Поварской и с каждым новым показом все больше напоминают «прощальный концерт Кобзона». Попрощались уже лет пять (или даже 10 ?) назад, а Кобзон все поет и поет, живучий какой старик оказался (Яша. Надоел ты дед, хоть бы ты скорее подох).

Раневская. Так продано имение, или нет ? Продан вишневый сад?

...

Лопахин найдет Шарлоте новое место и она продолжит фокусы там.

Эх, «если бы энергия, которую вы в течении вашей жизни затратили на поиски денег» (помещений, должностей) «пошла у вас на что-нибудь другое, то в конце концов вы перевернули бы землю».
Tags: Крымов, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments