Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Там живут несчастные люди-дикари. Часть 2

*
«КАРМЕН», А.Жагарс, ЛАТВИЙСКАЯ ОПЕРА, 2007 г. (3)

Как и в первой части дилогии Жагарса – «Леди Макбет Мценского Пыталовского уезда», действие «Кармен» происходит с внешней стороны забора, отделяющего цивилизованный мир от дикарей. Но на этот раз не с восточной стороны, где расположен Пыталовский уезд, а с западной – на Кубе.
Когда открывается занавес, под ним оказывается еще один занавес – из кубинского флага, а уже за вторым занавесом – пейзаж тоталитарного острова «свободы» - «острова колючей проволоки».
На сцене глухие заборы с колючей проволокой сверху, бетонный ангар фабрики с облупившимся портретом Фиделя и обвалившимся лозунгом над воротами. Ворота тяжелые, ржавые, их с трудом открывают несколько солдат, сторожащих подневольных работниц.

Что ему ге-КУБА ?

Куба не вызывает у режиссера таких сильных чувств, как Россия, поэтому дикари там не такие ужасные на лицо.
С одной стороны, равнодушие это плохо, «Кармен» без сильных чувств – не «Кармен», оркестр поначалу играет очень вяло, массовка вяло бродит по сцене, сама Кармен нехаризматичная.
Но с другой стороны, спектакль выглядит гармоничнее, не так режет глаз вампучность, к третьему действию (когда оркестр наконец раскочегарился) условная Куба выглядит вполне смотрибельно. . Сценограф Моника Пормале сделала отличные гипер-реалистические задники «залив» и «стадион».

Что мы знаем о Кубе?
Фидель, Че Гевара (портреты обоих на сцене присутсвуют), кубинские боксеры ( вместо тореадора – чемпион по боксу), кубинские беженцы, плывущие к свободе на надувных лодках через Мексиканский залив (вместо контрабандистов - эти самые беженцы). Концепция проведена последовательно. Появление беженцев я предугадал.
Во втором антракте возникло предположение, что на следующем занавесе будет флаг США (действие будет происходить во Флориде, среди кубинских эмигрантов) . Я ошибся несильно, действие происходит по дороге в США - на берегу мексиканского залива, среди надувных лодок и плотов из автомобильных покрышек. И звезднополосатый флаг присутствует – из него сшито платье Кармен. Свет факела статуи Свободы освещает путь свободолюбивой героини.

Такое режиссерское приношение звезднополосатому флагу и статуе Свободы очень подошло бы для открытия года латвийской культуры в США, но увы там такие «годы» не устраивают. Поэтому приходится «искать под фонарем», ехать туда, куда приглашают и открывать американским спектаклем год латвийской культуры в России. Формально первым спектаклем года латвийской культуры была «Леди Макбет», но официальное открытие провели на «Кармен», чтобы не возник дипломатический скандал (Латвия, как известно, претендовала на этот самый Пыталовский уезд, а получила вместо него «от мертвого осла уши»).

Однако, вернемся к спектаклю. По роковому стечению обстоятельств Кармен не переправилась в США, осталась на Кубе, что и предопределило трагический конец. Она изменила идеалам свободы, сменила звезднополосатое платье на парадный костюм подружки чемпиона-боксера - героя официозной кастровской пропаганды, и пала от руки Хозе (дезертира, то есть, настоящего героя).
При тоталитаризЬме иного ждать и не приходится, спектакль заканчивается, как и начинался – кубинским флагом.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments