Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Вёсны священные.

.
«ОХОТА», Т.Сааринен, Финляндия, 2002г. (10)

«ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ», Э.Маалем, Франция/Нигерия, 2004г. (8)


Присягнуть Священной Весне Стравинского считают своим долгом чуть ли не все постановщики нового времени.
Две постановки, которые фестиваль Территория очень правильно свел рядом в программе, предельно контрастны. С одной стороны это подчеркивает универсальность темы (общий для всех «гомо сапиенсов» код, инвариант), а с другой - демонстрируют ширину спектра, разнообразие человеческого рода (этническое) и разнообразие личностей (режиссерское).

Спектакль Маалема - коллективный, у Сааринена - моноспектакль.
Первый очень природный, конкретный (африканский), а второй отвлеченный (не финн, даже не европеец, а человек вообще). Один – национальный, другой космополитический (от русской музыки до японского танца Буто). Один натуральный, «реалистический», другой - сюрреалистический (натуральное человеческое тело вынуто из реальности и встроено в контекст произведения нового искусства, также как классическая «гладкая» живописная манера встроена в картины Дали).

Свет в темноте.

Чего такого особенного делает Сааринен - бегает и прыгает по сцене, пьяный механизатор и по-зажигательнее может колбаситься по сцене сельского клуба.
Но театральный «свет в темноте» делает из «беготни» совершенное произведение искусства. Именно театральный свет вынимает фигуру Сааринена из реальности и превращает в обьект на черном фоне. Свет из проектора направляет видеоизображение (сюрреалистические коллажи из множество глаз) на одежду, на лицо, на руки, на грудь,. Кажется, что это безумные глаза Сааринена расползаются по всему его телу. Или это глаза зрителей облепляют его тело как мухи.
Таким образом свет делает из человеческого тела инсталляцию, предмет искусства, предмет потребления, тело упаковано, словно в кокон.
А в финале тот же свет с помощью стробоскопического эффекта ослепляет зрителей («отгоняет мух») и освобождает тело из кокона. Но не только, вспышки света освобождают тело и от земного тяготения, так что танцовщик в тех долях секунды, что мы его видим, парит над сценой.

И в спектакле Маалема свет и темнота делает из «конкретных» нигерийцев черные силуэты, силуэты тоже африканские, но условные, обобщенные. Чем меньше света, тем лучше в тех эпизодах, где сцена хорошо освещена, заметна старательность артистов и вообще заметно много «лишнего».
Иногда энергетика и природная грация берут свое (кидают камни, медленно движутся паровозиком щлепая босыми ногами по сцене), а иногда они выглядят нелепо, с усердием повторяют не свои, естественные, а заученные движения.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments