Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Жизнь дана художнику несколько раз и прожить их нужно так, как Ю.П.Любимов

*
Один литературный герой советской школьной программы говорил – жизнь дана человеку только раз и прожить ее нужно так…
А вот в искусстве, как в компьютерной игре, у художника может быть несколько жизней. И прожить их нужно так , чтобы они не были похожи одна на другую.

Юрий Петрович Любимов (разменявший десятый десяток!) живет третью жизнь и дай Бог ему здоровья.

Любимов-1. Актер театра и кино, не из самых известных, но заметных. Лауреат Сталинской премии. Вполне типичная и предсказуемая на годы вперед траектория – от молодых героев (кубанский казак и Олег Кошевой) к характерным ролям (первый министр в сказке «Каин 18-ый»).

А затем актер Любимов "умирает" (потерял интерес к актерству и перестал выходить на сцену) и рождается режиссер Любимов.
Слышал такую забавную легенду, выходя со спектакля «Добрый человек из Сезуана» в щукинском училище, одна театральная дама сказала – «это ему кто-то поставил, не может актер в 45 лет вдруг стать режиссером, так не бывает».
Любимов-2 – фигура грандиозная, левофланговый советской фронды, один из четырех китов, державших на своих спинах наш театр последнее советское двадцатилетие.

Эмиграция – перезагрузка, совпавшая с перезагрузкой страны. В Россию вернулся совсем другой режиссер – Любимов-3. Первый же спектакль – «Пир во время чумы» привел зрителя в замешательство, потом стало ясно, на прежнем месте новый режиссер строит совершенно новый театр. Мне, допустим, например совсем не близкий, но очевидно что «эксклюзивный».

Перезагрузка страны, перезагрузка театра, перезагрузка человека - очень тяжелое дело, это смерть/рождение. Но «если зерно падши в землю умрет, то принесет много плода»

Театры живут долго только если перезагружаются. Интересно рассмотреть театральную историю как череду перезагрузок – часто кровавых, конфликтных, с расколами и инфарктами.
История театра на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века (смерть советского театра и рождение российского театра) сопровождалось целой чередой кровавых перезагрузок, за несколько лет полностью изменивших театральный ландшафт.
В советском театре навсегда остался театр Эфроса (инфаркт) и театр Товстоногова (инфаркт).
Да и театр Ефремова по большому счету тоже. Раскол МХАТа это ведь была попытка перезагрузки (увы, неудачная).
Из театров большой режиссерской четверки более-менее успешно перезагрузилась только Таганка (и тоже прошла через раскол).
Перезагрузился в начале 90-го года (и тоже через конфликт) театр На Юго-Западе.
Перезагрузился Малый театр, на месте советского театра Царева родился театр Соломина-Любимова-Морозова с новой художественной программой и уникальной афишей (в несколько лет оттуда полностью ушла современная и зарубежная драматургия).
Перезагрузился Петр Фоменко (советский режиссер второго ряда вдруг стал одним главных режиссеров театра российского).

Да и более ранняя история театра знает примеры перезагрузок.

Тот же Ефремов на переломе от 60-х к 70-м годам одним махом перезагрузил сразу два театра – МХАТ и Современник.

Тот же МХАТ был перезагружен в начале 30-х годов, когда Немирович подавил бунт молодых, выгнал Завадского и начал строить сталинский МХАТ – главный театр страны.

Самый хрестоматийный пример – перезагрузка Мейерхольда.
После 1917-го года Мейрхольд-1 – уже убеленный сединами мэтр, режиссер Императорских театров вдруг переродился вместе со страной и начал вторую жизнь - вождя театрального октября.
Но вот третьей жизни у него в запасе не оказалось, на рубеже 30-х годов страна опять пошла на перезагрузку, Мейерхольд-2 остался в 20-х годах, от перезагрузки отказался. Разрыв с эпохой закончился трагически. Трагическим спектаклем с символическим названием «Одна жизнь» (он словно забыл, что его «одна жизнь» была второй по счету) и личной трагедией.
Tags: Таганка, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…