Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Черная чайка

"ЧАЙКА", В.Белякович, ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ, Москва, 1999г. (8)

Четыре живых чайки и шесть чучел

Все 10 действующих лиц решены режиссером остро-характерно, как люди-гротески. Но у живых (Маша, Треплев, Тригорин, Заречная) есть эпизоды когда характерная оболочка разрывается, резко меняется тон и стиль игры. В этих эпизодах (моментах истины) герои говорят о себе.
Момент истины Маши это "пьяный монолог" в начале 3-го акта (одна из лучших сцен в спектакле). Она сидит на центральной клумбе, вплотную к зрителям и "исповедуется" (вообще-то она говорит с Тригориным, это обычная мизансцена Беляковича - партнер стоит у нее за спиной около центральной колонны). Маша в спектакле это "дублер", близнец (это подчеркнуто короткой рыжей прической) или может быть "старшая сестра" Заречной (она начинает с черного цвета, Нина придет к нему в финале; Маша интересна с самого начала и только слепой интроверт Костя этого не видит).
Линия роли Заречной проведена между контрастными полюсами: от искусственной почти пародийной белой чайки в начале к живой черной чайке в 4 акте. Преувеличенная пластика с размахиваниями и заламыванием рук сменяется коротким выразительным жестом двумя ладонями. Актерских вскриков первого акта в четвертом уже нет - будничный "человеческий" голос, спокойная исповедь и короткая вспышка эмоций - когда говорит о Тригорине.
Тригорин здесь - самый "отсутствующий" персонаж. Такое впечатление, что ходит и общается с окружающими бесплотная тень писателя, а сам он в этот момент где-то далеко. Полная индифферентность прорывается редко. Например в конце разговора с Аркадиной, словно выныривает из глубины его "колдовского озера" настоящее "я" и голос такой, как у человека молчавшего несколько лет - хрипловатый и неуверенный: "я - тряпка, увози меня и не отпускай от себя ни на шаг".
У Задохина в роли Треплева глаза чайки - красные, воспаленные, слезящиеся от ветра (отсюда его "слепота"). Он так и не смог справится с ветром и встать на крыло. Это по-моему и к актеру относится. Он методично "исполняет" режиссерский рисунок, а не "наполняет" его.
Чучело Аркадиной. Пожалуй у Подкопаевой самая "злая" интерпретация этой роли на моей памяти. Провинциальная торговка. Вздорная самовлюбленная истеричка. Черные волосы как змеи, на шее массивный золотой крест (не крестик), резкий голос, фальшивый наигрыш в каждой сцене. Может в театре она "живет", но в жизни - ничего человечного - абсолютный эгоизм.
Чучело Медведенко. Самый показательный пример человека-гротеска. Стоило ему сказать в первой же фразе "Зарешная" и образ сделан.
Чучело Полины Андреевны. У Сушиной (очень органичной актрисы) один большой характерный эпизод - в первом акте, когда она кудахчет над Дорном. Это скорее чучело курицы, а не чайки.
Остальные чучела не так интересны. Афанасьев и Ванин слишком крупные актеры для таких схематичных ролей (расслабленного Шамраева в картузе и давно закованного в панцирь одиночества Дорна).

Монитор

Душа человека - колдовское озеро. В этом спектакле прежде всего это душа Треплева. Ее состояние - темные зеленые волны, неопределенные мерцающие переливы света - показывает большой монитор в глубине сцены. Там обитают треплевские "львы, орлы, куропатки, рогатые олени" слившиеся в одну мутно-зеленую, святящуюся мировую душу. Зеленый свет время от времени вылезает длинным языком, прорывается на сцену (корридором по диагонали), захватывает все новых персонажей.
Каждый человек может написать книгу, если сумеет выразить в словах неопределенное свечение своего внутреннего мира. Треплев не сумел и в финале выключил монитор. Зеленый свет мировой души погас. Сцену заливает яркий белый свет орнитологического музея - стоят рядами белые чучела и звучит птичий щебет, записанный на магнитофон.

В звуковом ряду спектакля есть маленький фрагмент арии из "Любовного напитка" в современной аранжировке. Это наталкивает на сравнение всего спектакля с классическим произведением "в современной обработке", то есть исполненным не оркестром, а ритм-секцией и синтезатором (автомобильные покрышки и дождевики также "неуместны" в классической "Чайке", как барабан и бас-гитара в "Una furtiva lagrima"). Выделены и жестко прочерчены основные по мнению режиссера темы, характеры утрированы, нюансы опущены.
Tags: Белякович, театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments