Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«РАССКАЗ О СЧАСТЛИВОЙ МОСКВЕ», М.Карбаускис, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, Москва, 2007г. (3)

*
Не угадал Карбаускис с Платоновым, как раньше с Гоголем не угадывал, не его авторы.

Первое время спектакль держится на актрисе Ирине Пеговой, играющей главную роль как раз по-платоновски (это ее автор, было понятно еще по студенческому спектаклю «Фро»).
И на четко выстроенном обрамлении. Цвета картинки – серый и красный (как и в «Клопе» Бутусова, где речь шла о тех же временах). Декорация – гардероб в Доме Культуры (художник Мария Митрофанова). Место выбрано верно. Дом Культуры – новое явление как раз тех лет, место новой счастливой жизни. Где-то рядом в зале ДК и проходит эта («та») счастливая жизнь молодых героев нового времени (восхождение жизни, как писал Платонов). Мы же находимся в фойе, в гардеробе и слышим только отзвуки – отдаленные голоса, аплодисменты.

Но с самого начала заметно и несовпадение интонации, диссонанс. Публика в зале табакерки слишком часто смеется. На спектакле со словом «счастливая» в названии смех уместен, но только смех ВМЕСТЕ с героями. Здесь же смех НАД героями – нелепыми, наивными чудаками.
Смех со стороны выдает режиссера. Он смотрит со стороны – и на Платонова и на изображенную в романе жизнь.
Непопадание в исходную интонацию ведет и к дальнейшим несовпадениям, когда в романе счастливые надежды сменяются скучной прозой жизни.

А когда из спектакля уходит главная героиня (сначала на время, а потом и навсегда), пропадает стержень (и актерский и сюжетный). Всё вырождается в набор сцен через запятую, беглый пересказ. Публика несколько раз принимается аплодировать, принимая очередную запятую за точку.

«Что сказать вам, москвичи, на прощанье»

Подбор музыки тоже выдает режиссера. Первый фрагмент – Бетховен из репродуктора – точен (классика по радио это по-платоновски и по-советски). Но Бетховен сразу сменяется «Челитой» («что за девчонка!» это совсем не про счастливую Москву Ивановну Честнову). А потом и другими милыми, комнатными песенками-болонками.
Заканчивается спектакль под песню Утесова «Дорогие мои москвичи». Неужели Карбаускис именно так попрощается с театральной Москвой?
Tags: Карбаускис, Платонов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments