Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Вы хочите песен – их есть у меня!

*
«ЖЕНИТЬБА», Р.Козак, МХАТ, Москва, 1997г. (3)

«ЖЕНИТЬБА», М.Захаров, ЛЕНКОМ, Москва, 2007г. (4)

Знаменитые артисты хотят играть, публика хочет видеть знаменитых артистов, за чем же дело стало? Так устройте им эту встречу! Вот и устраивают, но почему-то искусство из спектаклей, поставленных с чисто утилитарными целями начинает испаряться. Или «искусство», или «обслуживание». Или «театр», или «дом свиданий».

«Женитьба» появилась в репертуаре МХАТ в тяжелые времена (в последние годы при Ефремове). Историю постановки рассказывал режиссер Роман Козак (в радиобеседе с Павлом Подкладовым). Олег Николаевич попросил его в очень короткий срок поставить «звездный» спектакль для намечающихся американских гастролей. Козак выполнил задание – выбрал «Женитьбу», пьеса хорошо расходилась по МХАТовским звездам (Подколесин-Гвоздицкий, Кочкарев – Калягин, сваха – Тенякова, Яичница – Невинный, Жевакин – Юрский, Анучкин - Феклистов).
Гастроли «Женитьбы» в Америке не состоялись, а позор остался :)

Интересным в спектакле было как раз «незвездное» - две сценографические идеи (художником был Георгий Алекси-Месхишвили).
1) Контраст между жилищем Подколесина (полутемным как нора) и домом Купердягиных –просторные комнаты, светлые обои, множество рукоделия и всяческой утвари.
2) «Шагаловский» финал. Выпрыгнув из окошка Подколесин выпрыгивал и из декорации. Из декорации этого антрепризного по сути спектакля и из «декорации жизни», разрывал «пелену майи» и попадал в иную реальность. Он оказывался за декорацией, у синего задника-неба и поднимался на лонже ввысь – во фраке жениха, с букетом в руках, а рядом трогательно летали самовар и какие-то кружевные салфеточки.

Финал был и красивый и концептуальный, но он выглядел посторонней «культурной вставкой», нашлепкой на спектакль, биркой с логотипом МХАТ, привязанной к "левой" подделке. Спектакль к такому финалу не подводил. Он вообще никуда не вел, он демонстрировал артистов публике. Двое были в неплохой комедийной форме – Калягин (по жизни уже давно не комичный, солидный и квадратный, но здесь снова пухленький кудрявый купидон) и Тенякова (грубоватая тетка, вовсе не контактная, как полагается свахе, а наоборот аутичная). Остальные даже из своих штампов не смогли собрать ничего цельного. Смотрелось скучно.

Ленкомовские артисты из подобной ситуации вышли более достойно. Новая «Женитьба» смотрится легко. Видимо, чем «сурьезней» театр, тем тяжелее ему даются легкие бездумные спектакли. А может прошедшие 10 лет так воспитали театр, актеров и режиссеров, что они научились выходить из подобных положений не теряя лицо. Пусть не все научились, но некоторые.

Меня больше всего Чурикова-сваха впечатлила (на 8 баллов). Она, что называется, «поймала волну» и «зажгла». Из-за того что пьесу сильно сократили, роль свахи (в общем-то не главная), подравнялась с остальными ролями. За Чуриковой было интересно наблюдать каждую секунду (когда она была на сцене я "не вылезал из бинокля", спасибо Клио за эту фразу :). Как сваха смотрит, как ноги держит, как голову поворачивает, как отхлебывает из фляжки, как двигается, как ее «поводит».
Очень острый пластический рисунок – клоунесса. Подол юбки высоко подняли, оттуда две ноги торчат в теплых чулках и огромные ботинки (типа гриндерсы гоголевских времен). Сверху же из платья торчит голова черепахи-тортиллы на длинной шее, в парадном прикиде еще и увенчанная страусиным пером. Такая горластая старушенция, постоянно «под мухой», а проще сказать – баба Яга, образ фольклорный.
К тому же она еще и поет.

Янковский-Жевакин пошел путем Чуриковой, райкинскую накладочку себе придумал, лоб и брови подклеил. Рисунок интересный, но волну не поймал, не зажег. Думаю, роль еще дозреет на публике, ресурсы есть.

Збруев тоже пытается клоуна сыграть, но и роль Анучкина меньше и актерских ресурсов для клоунады меньше, строил все время одну смешную крысиную рожу.

Броневой играет ту же роль Яичницы, что и в легендарном спектакле Эфроса. С тех пор прошло, страшно сказать, 32 года. Возвращаться не стоило, результат удручающий. Мельпомена мстит за такие повторы. Вот и Гвоздицкий до перехода во МХАТ уже играл Подколесина в спектакле Левитина и ему повтор ничего не дал. Броневой же выглядит совсем бледно. Текст подает внятно, не путает и на том спасибо.

Раков-Подклесин и Чонишвили-Кочкарев хорошо смотрятся в паре - белый-вялый и черный-заводной. Но их манера игры совершенно не соответствует тому, как мэтры играют. В программке Кочкаревым напечатан только Абдулов и на фотографиях только он (премьеру сыграли в июне в Самаре, там видимо и сфотографировали), Чонишвили впечатали в программку от руки, синим штампиком. Он играет в захаровской манере – нагловатой, наступательной и залом овладевает по-хозяйски. Публика любит подчиняться сильным, а если актер так лихо обращается с текстом, столько отсебятины допускает, значит он хозяин своей роли.

Александра Захарова-Агафья впечатлила на два балла. Тупо эксплуатирует рисунок «дурочки» найденный для нее папой еще на «Формуле любви». МХАТовская Агафья Скачкова мне когда-то именно Захарову напомнила, и вот теперь этот рисунок вернулся к источнику.

Впечатления от режиссуры Марка Захарова – два балла. Первый спектакль у Захарова вижу совершенно пустой и утилитарный. Подписание акта о полной и безоговорочной капитуляции. В фильме «Тот самый Мюнхаузен» говорят «присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь». И вот он наконец «присоединился».
Публика капитуляцию приняла и на поклонах встретила режиссера бурными и продолжительными аплодисментами.
Tags: Ленком, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments