Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

В яблочко!

.
«ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ», Ф.Замбелло, ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА, 2003г. (9)

Сюжет оперы вполне традиционен – любовная история на фоне исторических событий. Принципиальное своеобразие в том, что любовная линия и фон поменялись местами – историческая, народная драма вышла на первый план, потеснив традиционную (как всегда немного вампучную) любовную линию, общественное оттеснило личное. На оперную (как и на историческую) сцену вышел народ, как движущая сила действия (как и истории).

Постановка сделана снайпески точно. Очень культурно и грамотно, без выкрутасов, вопрекизмов, постмодернизмов и игры на понижение, честно и напрямую, в точном соответствии с духом произведения и очень уместной здесь социалистической идейной подкладкой.

В традиции народных драм – национально-освободительных и революционно-демократических - наглядно показано противостояние народа (швейцарских крестьян) и господ (австрийских оккупантов). Показана и экономическая природа конфликта - эксплуатация природных ресурсов (господа опустошают леса - потребляют дичь в немереных количествах).

Декорация сделана правильно - из естественных материалов, из светлого дерева (в мрачных сценах дерево обгоревшее).

Аллюзии на события недавней истории тоже есть, но сделаны без нажима. Рослые и брутальные австрийцы конечно напоминают эсесовцев, но постановщики обошлись без автоматов шмайсер, - только черным цветом формы и эмблемой «череп с костями».

Чемпион.

Помогает верной расстановке акцентов и распределение ролей. Главный здесь Томас Хэмпсон (Вильгельм Телль). Мощнейшая харизма – статного, мужественного, народного вождя, меткого стрелка, благородного мужа и отца (грива волос, небритость и зычный голос). Он просто физически вытесняет со сцены вождя темных сил – наместника Гесслера.
Хэмпсон и героя-любовника Арнольда (Марчелло Джордани) затмевает и полностью подчиняет своей воле . Так и полагается по сюжету - сознательный Вильгельм (пропагандист и агитатор) подавляет в несознательном Арнольде "любовника" и пробуждает "героя".

Арнольд и Матильда.

Он – крестьянин. Она – дочь главного оккупанта. Они любят друга (оперная любовь не знает социальных, национальных и языковых барьеров). Встречаются в лесу. Но оккупанты казнят его отца (в постановке этот эпизод сделан наглядно. В либретто отца уводят, а здесь – сжигают на костре на глазах односельчан и зрителей).
В Арнольде после разговора с Вильгельмом пробуждаются патриотические чувства и он «уходит в лес к партизанам». Любви конец? Нет, любовь пробудила и в ней благородные чувства, она возмущена злодеяниями австрийцев и убегает к крестьянам вместе с сыном Вильгельма, которого она спасла от расправы. В роли Матильды – Асмик Папян. Очень убедительная и как певица и как актриса. Ее темная аура очень эффектно вписалась и в образ и в костюм, и в первых сценах, когда она во всем черном (и в черной шляпе амазонки) и в последних, когда она порывает со «своими» (и с черной униформой) и переодевается в золотое.

Поэма.

В сюжете и в музыке обнаруживается четкая структура, как в поэме. И постановщик эту структуру подчеркивает, выдерживает ритм, твердой рукой расставляя акценты, смысловые ударения на сюжетных рифмах.

1) Традиционная сторона сюжета подчеркнута идиллическим началом. Прямо из романса «Вечерний вете’ок» - пастухи и пастушки, сг’ебают сено.

2) Танцевальные сцены на сельском празднике в 1-ом действии рифмуются с танцами из-под-палки у трона Гесслера в 3-ем (первые поставлены в общем традиционно, а вот вторые – очень выразительно).

3) Мужской терцет из второго действия (клятва партизан) рифмуется с женским терцетом из четвертого (три сопрано – Матильда, Гедвига, жена Телля и Джемми, его сын).

4) Выстрел в яблоко в 3-ем действии рифмуется с выстрелом в наместника Гесслера в 4-ом.
Собственно, благодаря сцене с яблоком этот сюжет и известен всем (наверняка выражение «попасть в яблочко» ушло в народ именно отсюда). Знаковая сцена и поставлена как кульминация оперы. Здесь наступает звездный час Хэмпсона-певца (ария перед выстрелом). Здесь наступает перелом в действии, «народ» одерживает над «оккупантами» моральную победу (кто лучше стреляет, тот и победит). Моральная победа составляет суть и любовной линии сюжета, дочка наместника бросает оккупантов и присоединяется к крестьянам (кто завоюет сердце красавицы, тот и победит).

5) Побеждает тот, кто не боится рисковать жизнью, кто идет на жертвы. Это видно не только в сцене с яблоком. В первом действии оккупанты подожгли деревню и сожгли Мельхталя, отца Арнольда. В последнем действии Джемми, сын Вильгельма, поджигает свой дом, чтобы дать сигнал к восстанию. Пожары очень выразительно смотрятся в «деревянном» спектакле и тоже рифмуются.

6) Сцена торжества оккупантов – начало 3-го действия (в центре сцены торчит гигантский меч, на нем черный шлем, перед ним трон с черным орлом на спинке) рифмуется с торжеством народа в финале.
Режиссер Франческа Замбелло сумела выстроить действие так, чтобы пафос финала прозвучал абсолютно естественно. Ликующий хор победившего народа и восход красного солнца в горах. Совсем как в китайских революционных операх и без малейшего оттенка пародии.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments