Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Песня о Родине.

*
«ДЕМОН. ВИД СВЕРХУ», Д.Крымов, ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА, Москва, 2006г. (10)

Рождение нового человека, как воскрешение истории (истории семьи, истории страны), получаемой в наследство в виде мертвого груза вещей и сведений (этот груз – черный труп «демона» нам и предъявляют в самом начале – «весомо, грубо, зримо»). Присвоение чужой памяти (на самом деле родной, но это надо еще доказать). Название театра в случае с данным спектаклем надо понимать расширительно, «школа» не только драматического и не только искусства.

Рождение нового театра, как воскрешение трупа прежней культуры. Каждое следующее поколение получает труп в наследство и должно его оживить самостоятельно, присвоить (сделать своим), вдохнуть в оболочку свое живое дыхание.

Что за феномен, новый театр Дмитрия Крымова?
Ответить на этот вопрос можно очень легко – с помощью аналогии.
Есть обычное кино (художественное, игровое), а есть анимация.
На первый взгляд нет никаких оснований, чтобы объединять в одну категорию – «кино», такие разные по форме явления. А с другой стороны совершенно очевидно, что формальные различия (между скажем «Зеркалом» и «Сказкой сказок») второстепенны, а в главном это одно.
Так вот, театр Крымова это своего рода театральная анимация. Она сильно отличается от обычного театра, где актеры играют роли, «носят свои пиджаки». Участники спектакля – студенты РАТИ (а также несколько артистов и музыкантов) играют здесь вспомогательную роль, как слуги просцениума. Они скорее ПОМОГАЮТ играть спектакль, чем играют сами.
Помогают кому? Главные действующие лица в данном случае даже не лица, не люди, даже не куклы, а художественные (зрительные и слуховые) образы непосредственно. Получается живая картина (на сцене, как на холсте). Или, точнее, живые картины, так как холст – многослойный. Многослойная картина возникает нарисовывается на наших глазах и тут же готовый лист исчезает (таковы законы театральной живописи – она существует один миг), сменяется другим, новым листом.
Все это происходит в спокойном темпе (монтаж не клиповый, не быстрый, не рваный, даже использованный холст рвут не спеша). Обучение, освоение, постижение и надо делать сосредоточенно, без спешки.

Кто рисует картину? Рисует режиссер, но не кистью непосредственно, а руками учеников, которые держат кисти. И даже телами учеников, как красками.

Что рисует? Рисует себя, свой автопортрет – содержание своей памяти, воспоминания, материализованное одушевленное прошлое, свою Родину.

Родина – Советский Союз. Витебск, Новгород, Тбилиси. Образы советской истории – фашистские самолеты бросают бомбы, ракета с надписью СССР летит к другим планетам. Ведра, снежки, велик, грампластинки (вот интересное совпадение, эпоха грампластинок ушла одновременно с советской эпохой). Шапки-ушанки, кирзовые сапоги, папахи, пенсне Берии.
Кавказ как часть Родины, как самое явное «свое-иное». Ключевая, особая точка и русской и советской и постсоветской истории.

Родина – русская культура. Толстой (Ясная пАляна, железная дорога). Гоголь (расщепляется на наших глазах на светлого и темного). Лермонтов.

Дмитрий Крымов – художник по первой профессии. Для советского художника 70-х Родина это «новая живопись» Ван-Гог, Шагал, Пиросмани, а где-то за ними – Рублев.

А если копнуть еще глубже – обнаружится общая библейская Родина. Ангел и Демон, Адам и Ева. Змий и яблоко. И евангельская Родина озвученная Бахом.

Ничто не случайно.

В потоке образов, на первый взгляд хаотичном, нет ничего случайного, как и в воспоминаниях, любой обрывок это часть целого.
Среди пластинок, которые принесли на сцену, заметил диск Питера Габриеля, в середине 80-х изданный на фирме «Мелодия». Для меня это был своеобразный указатель на происхождение театра Крымова от западного невербального, визуального театра. У «Демона» много очевидных отечественных предшественников (новый театр не рождается как прыщ на голом месте), можно сразу вспомнить «Сны изгнания», которые Кама Гинкас делал со своими студентами, или Габриадзе, Некрошюса, Могучего. Но наиболее радикальный пример такого театра, наиболее свободный от драматургической основы, сюжета, диалогов, текста, театр прямо и непосредственно переводящий образный ряд в смысловой, это концерты Питера Габриеля и Робера Лепажа “Secret world” и “Growing up”.

С “Growing up” аналогия самая сильная из-за сходной («цилиндрической») организации пространства. Также активно использовано вертикальное измерение, такая же центральная симметрия в горизонтальной плоскости. Но в организации пространства у спектакля «Демон» есть существенный недочет. У цилиндра нет выделенного направления, все азимуты равноправны, зрители сидят по окружности и должны находиться в одинаковых условиях. Но некоторые сцены спектакля поставлены как в обычном театре, направлены в одну сторону, в сторону рампы и воображаемого зрительного зала. При этом зрители сидящие сзади видят картинку "вверх ногами".

Paint the world !

И еще одна ассоциация, возможно она, как и предыдущая с Габриелем, и не закладывалась автором сознательно. Возникала сама собой у одного единственного зрителя.
Самя яркая, праздничная сцена «Демона» - студенты с кисточками в руках в белых одеждах с яркими пятнами краски - в точности воспроизводит обложку альбома Чика Кориа “Paint the world”. Там Кориа с учениками (молодыми музыкантами “Electric Band II”) в таких же белых футболках с такими же яркими красками. Такую картинку легко представить в качестве рекламного плаката к спектаклю, если Дмитрия Крымова в белом и с кисточкой в руках сфотографировать среди студентов в этой мизансцене.
Tags: Крымов, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments