Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

CЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ.

*
"CЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ", К.Серебренников, "СОВРЕМЕННИК", Москва, 2002г. (8)

Спектакль-полукровка. От матери (театра "Современник") унаследовал большую сцену, классическую пьесу, повествовательность и звезду - М.Неёлову. От отца (точнее "проезжего молодца" - модного режиссера К.Серебренникова) - современную энергичную режиссуру, мато-сексо-нарко-зависимость, жесткий подход к пьесе и "свежего" исполнителя главной роли - Ю.Колокольникова. Ребенок родился живой, хоть с трудным характером и непропорционально сложенный.

Волосы на расческе.

Главный герой спектакля Чанс Уэйн - бывший первый парень городка, ныне альфонс. "Несчастные мерзавцы" так определил режиссер героев своего предыдущего спектакля "Откровенные полароидные снимки", Чанс из их компании. Ему 27 лет - красивое тело, золотые кудри, но он чувствует, что "сладкоголосая птица юности" уже умолкла. Он постоянно думает о старости, о смерти. Он приезжает в родной город в надежде на "воскресение" (действие пьесы происходит на пасху) и узнает, что мать умерла, любимая девушка больна, а планы пробиться в Голливуд проваливаются - там он нужен только в качестве "шофера при кинозвезде". Этого он не хочет и ... погибает.

Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

Кинозвезда Александра дель Лаго (Марина Неелова) в этой постановке не-главная героиня, к тому же образ сильно "снижен", по сравнению с пьесой и классическим спектаклем МХАТ. В качестве компенсации Нееловой дали еще одну роль в спектакле - роль Хэвенли ("угасшей" девушки Чанса). Обе роли сыграны ярко, но по большому счету "на технике" (две неглавные роли никогда не заменят одной главной). "Настоящая" Неелова появляется только в последнем действии. Возвращение героини к жизни сыграно великолепно - сначала "оживают" (дергаются) ноги, потом "оживают" глаза. Это "физическое" возрождение - она мечется по комнате собирая вещи, рассчитывает планы на будущее и понимает, что "возвращается к чудовищам". Она ничем не лучше Чанса и у нее тоже не происходит никакого "воскресения души". В спектакле сделан упор на кассовые рекорды ее последнего фильма, про искусство речь не идет. Конечно Марина Неелова, как никто из наших актрис, могла бы сыграть "положительную" тему "сладкоголосой птицы юности", которая остается в душе великих актрис, несмотря на физическое увядание. Так играла во МХАТе Ангелина Степанова (царственно, она и "в низких обстоятельствах" оставалась королевой, особенно на фоне "ничтожного" Чанса). Но Серебренников ставил другой, жесткий, "черный" спектакль.

Больше Серебренникова!

Растворившись в большой форме, режиссура утратила динамику, настоящее энергетическое напряжение возникает эпизодами. Замечательно сделан например разговор Чанса с братом Хэвенли, когда тот "забрасывает удочку" (вот в такие моменты сразу вспоминаешь "Снимки"). Фирменые серебренниковские "черные старухи" выглядят довесками к традиционному драматическому спектаклю. Их единственное оправданное и выразительное появление - в финале с серпами. Серп возник из грубой поговорки и по ассоциации с луной над сценой (вначале полнолуние, потом она превращается в месяц(серп), в финале "лунное затмение" с кровавым ободом). Лунные часы это -"мифологический" вариант электронных часов из "Терроризма" - как и там отсчитывают "время оставшееся до конца" (до конца спектакля и до конца его героя (общества в "Терроризме" и Чанса в "СПЮ")).
Также мифологически обыграно календарное время действия. Во время первого весеннего полнолуния возникает мифологическая перекличка (противопоставление) солнца и луны. Солнце возрождается, а луна умирает. Принцесса это солнце (точнее она - "звезда", то есть "излучает свет", кстати и кинематограф связан со светом), Чанс - луна (он светит отраженным светом и поэтому не годится в актеры). Солнце тоже есть в спектакле - окружность из электрических лампочек. Лунное затмение - противостояние солнца, земли и луны (тень земли закрывает луну от солнца и луна перестает светить отраженным светом).

В декабре 2002 года "Современник" устроил своеобразное соревнование двух представителей новой волны - Чусовой и Серебренникова. В выигрыше оказался прежде всего театр - за один месяц вернувший себе ведущие позиции (утерянные за два сезона безвременья). А из режиссеров по-моему победила Чусова. Ее спектакль "Мамапапасынсобака" более молодой, свежий, цельный. В том, что касается формы, это прорыв (ничего от "Современника", всё от Чусовой), что касается содержания - как раз развитие традиций театра, его магистральной ("современной") линии.
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments