Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Трехмерное пространство трагедии.

.
"ГАМЛЕТ", Э.Некрошюс, "МЕНО ФОРТАС", Литва, 1997 г. (10)

"МАКБЕТ", Э.Некрошюс, "МЕНО ФОРТАС", Литва, 1999 г. (10)

"ОТЕЛЛО", Э.Некрошюс, "МЕНО ФОРТАС", Литва, 2001 г. (10)



"Радости весны" и "Благо осени" во "Временах года" Некрошюса составляли стереоскопический взгляд на мир. Мне представляется, что трилогию "Гамлет/Макбет/Отелло" также следует рассматривать как единое произведение. Три спектакля создают трехмерный объем. Каждый выстроен вдоль своего вектора. Вектор "Гамлета" - со сцены вверх, вектор "Макбета" - со сцены в левую (от зрителя) кулису, вектор "Отелло" - со сцены в зал. Три таких вектора составляют полную ортогональную систему координат (сцена - точка отсчета, начало координат и ось X, ось Y, ось Z). Те, кто хорошо учили математику, могли еще на "Макбете" догадаться куда будет направлена ось в "Отелло".

Ассоциации от спектаклей строятся на основе простых триад.
Юность, зрелость, старость - три возраста человека, у каждого свой расцвет, своя сила и своя трагедия. Если восстановить в памяти премьерный облик главных героев, их возраст очень точно выражает прическа - дерзкий хохолок Гамлета, ухоженная шевелюра Макбета и могучая лысина Отелло. В "Макбете" четыре года назад прическа Сморгинаса больше обращала на себя внимания. Когда ведьмы в первой сцене снимали с Макбета головной убор, высвобождалась красивая завитая грива волос, это сразу выделяло Макбета по сравнению с Банко (простым мужиком, крестьянином, воином), а поначалу в униформе и с деревьями-рюкзаками они казались близнецами. Прическа выдавала другое, непростое отношение Макбета к собственной персоне, другой потенциал, за это и цеплялись ведьмы. Что касается Отелло, гигантский лысый череп Багдонаса заменяет в спектакле черноту кожи. В первой сцене Яго при упоминании о черноте Отелло всегда проводит рукой по волосам, намекая почему Отелло недостоин обладать красавицей Дездемоной.

Герой вырастает, соответственно растет масштаб трагедии. Гамлет со спущенными штанами - эпатаж, инфантильная подростковая реакция на отвратительную действительность. Макбет ведет себя по-мужски с достоинством, не отводя глаз смотрит в зеркало совести, с достоинством принимает смерть, Отелло это уже великан (замечательная сцена в 1 действии - флотоводец ведет эскадру) он гибнет под тяжестью собственной мощи (его побеждают приемом из восточных единоборств "использовать силу противника" в данном случае его гипертрофировано развитый мозг). Такой огромный человек неминуемо обречен на одиночество, ему не с кем поговорить по душам (очень точно в этом смысле поставлена сцена ночного разговора Отелло и Яго у костров на пустынном берегу). Мне кажется в "Отелло" Некрошюса есть перекличка с другим великим спектаклем нашего времени - "Рогоносцем" Фоменко, и антиподом главного героя в обоих случаях выступает совсем простой юноша. Вопрос "почему Яго губит Отелло?" в спектакле Некрошюса даже не возникает. Яго повинуется инстинкту, он прост и естественен как зверек (песчаный суслик). Надо признать, что кастинг в Отелло проведен блестяще: рядом с таким матерым человечищем, как Багдонас (его игру можно сравнить только с самыми великими мировыми образцами - Марлон Брандо, Алексей Петренко) должна быть именно такая Дездемона (прима-балерина и первая красавица страны) и именно такой парнишка Яго (в кривом зеркале отражается и переворачивается конфликт "Гамлета", молодой герой устраивает мышеловку старому).

Когда уходит под воду огромный корабль (такой как дредноут из спектакля Гришковца) мелкие суденышки, оказавшиеся поблизости, тоже затягивает в воронку. Кораблекрушение Отелло происходит в спокойной бухте, на фоне счастливой жизни на морском берегу. Светлый фон выделяет эту часть трилогии из предыдущих, особенно контрастирует с "Макбетом" (мрак в лесу среди вековых деревьев или в покоях замка с портретами предков на стенах). Да и красота "Гамлета" (лед, огонь, золото - даже зубы у героев становятся золотыми, после причастия из золотого кубка) совсем непохожа на вольный простор (паруса в небе, чайки качаются на буйках, сохнут на берегу лодки).

Главный герой трилогии - мужчина, это "мужская" трилогия, недаром во всех трех спектаклях много военного антуража. Женщины рядом с главным героем ведут вторую, дополнительную линию. Режиссер выделяет их из массовки (из героев не имеющих самостоятельного значения) и раскрывает в героинях "женские" трагедии.
В "Гамлете" (где таких женских образов два Гертруда и Офелия) это менее концентрировано.
В "Макбете" в третьем действии на трагическую высоту поднимается леди Макбет (там специально подчеркнута тема "семейной пары" как единого целого, вместе поднимаются, вместе падают).
Во втором действии "Отелло" начинает раскрываться трагедия Дездемоны. Тема Дездемоны - "красота пытается спасти мир и НЕ МОЖЕТ спасти". Ключевая сцена второго действия - после тяжелого разговора с мужем Дездемона перебегает с белого стула на черный, пытается "сшить", восстановить разорванную гармонию (между молодым и старым, между мужчиной и женщиной, между разумом и чувством, между белым и черным), но расстояние между полюсами все время увеличивается и Дездемона падает в изнеможении. Повторяется эта тема и в третьем действии, когда она раз за разом тянется поцеловать убийцу, но он безумен, его разум окончательно потерял связь с чувствами и физическая близость уже "не действует". Из-за спинки кровати выглядывает белокурая девочка дьявол (привет от Феллини и ведьм "Макбета"). "Мужское" и "женское" разорвано окончательно.

------------------------

И еще одна (военная) ассоциация. Три спектакля - три рода войск. В "Отелло", естественно, флот, в "Макбете" - пехота, а в "Гамлете" - самый актуальный в наше время вид военной службы - служба охраны :-).
Tags: Гамлет, Некрошюс, театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments