Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», М.Эк, «КУЛЛБЕРГ-БАЛЕТ», Швеция, 1987г. (7)

.
Развеселая пародийная версия всем известного балета на музыку Чайковского.

Озеро гадких утят.

Вдохновение шведский режиссер черпал в соседней Дании.

А что мы знаем о Дании?
Сказки Андерсена («лебединую сказку» про гадкого утенка) и Принца Датского (тоже в каком-то смысле утенка, «королевича»).

Главный герой – принц типично «датский» . Переросток в черной курточке с печалью на челе. Долговязый гадкий утенок с мечтами о «прекрасной лебедице».

Имеется также мама в красном платье, нагловатый любовник мамы и девушка в розовом – Офелия.

Обитатели датского королевства далеки от лебединого идеала. Они похожи на обитателей сумасшедшего дома. (Дания – тюрьма больница, весь мир - больница с множеством палат, Дания – палата номер шесть).
Их движения, это не танец, а трясучка. У них явно что-то с головой. Они похожи на инопланетян из фантастических фильмов (такие же «человечки», только лысые и с головой неправильной формы – дешево и сердито).
Выглядят «утята» дебильно, движения грубые (как обычно у Эка) с почесыванием интимных мест.

Мышеловка.

Знаменитая сцена на лебедином озере, кульминация классической версии, здесь играет роль мышеловки (кульминации в «Гамлете»). И там и там «театр в театре» это момент истины.
В "Гамлете" мышеловку для короля ставит принц с приглашенными актерами, Эк вывернул сюжетный мотив наизнанку.
Мышеловку ставят для принца с использованием «лебедей» в качестве приманки. И делает это ни кто иной как Йорик, шут. (Всегда считал несправедливым, что этот яркий персонаж так и не появляется на сцене, Матс Эк эту несправедливость исправил).
Шут кормит лебедей хлебными крошками, принц – любуется, но потом догадывается, что Йорик ненастоящий (видимо вспомнил, что тот давно умер), это злой гений, превративший девушек в лебедей. Принц срывает с Йорика одежды – под ними болтаются женские груди. Йориком переоделась «мама». Она хотела разоблачить (или отвлечь) принца, а разоблачили ее (причем буквально).
После мышеловки разоблаченная мамаша (точно по Шекспиру) отправляет сына с глаз долой – но не в Англию, а в Россию.

Антракт.

Путешествие Онегина Гамлета Зигфрида.

Во втором действии герой меняет траурную черную курточку на походную, цвета хаки (болотного). И в сопровождении слуги отправляется в путешествие, на поиски приключений и лебедей. Из-за разницы в росте и комплекции пара напоминает Дон Кихота и Санчо.

Первая остановка – Россия (родина лебединых озер).
На заднике – желтые снопы. На сцене – голосистый пейзанин в жовто-блакитном и в шапочке-кубанке, а также пейзанки в платочках. Одна пейзанка – явно азиатского вида. Получается танец народов России от малороссийских степей до степей Забайкалья.

Следующая за Россией остановка – естественно, Израиль («навеки вместе», так кажется сказал Солженицын).
Снопы на заднике сменяются часами (циферблат на иврите) – символом вечности. На сцене пляшут два «вечных жида» в цилиндрах и с пейсами.

По сказочному обычаю успех приходит к путешественникам только с третьей попытки. Третья остановка – Испания.
Теперь на заднике красная фигура, то ли Хуана Миро, то ли из Герники Пикассо. А на сцене тореадоры, кастаньеты, дуэньи - все, что мы знаем об Испании.
Здесь наконец принц встречает лебедя, только черного – Одиллию в черной пачке и в сопровождении старухи в черном. Потом целая стайка черных богомолок или монахинь обступают принца (но это не дуэньи, скорее сводни).

Принц с трудом вырывается и возвращается домой, старухи преследуют его. Наконец он срывает с них одежды – и это оказывается стая белых лебедей (пачки белые, а по цвету кожи один лебедь явно черный). Принц находит среди стаи свою Одетту и ведет под венец, маме ничего не остается кроме как всхлипывая нести за невестой шлейф.
Лебединая стая исчезает в синем небе.

Однако хэппи-энда нет, преступив брачный порог белая Одетта вновь оборачивается черной Одиллией.
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments