Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

«ЛЕС», П.Фоменко, «КОМЕДИ ФРАНСЕЗ», Франция, 200? г. (7)

.
Пни.

Образ леса участвует в пьесе Островского много раз и в разных качествах. Главная смысловая нагрузка – негативная («сыр-дремучий бор»), но лес – это и богатство, которым Гурмыжская не может распорядится и проматывает, продает, превращает «лес» в «пни». И в том и в другом значении «леса» проявляется пессимистический взгляд на вещи, что необычно у Островского, «Лес» – это самая мизантропическая его пьеса.
Спектакль Фоменко – тоже мизантропический. Здесь не живые герои, а обшарпанные статуи в старом, темном, заросшем парке, стоящие на постаментах, словно на пнях. Причем статуи – карикатурные. Лысая старуха (считающая свои последние «ку»), вертлявый гимназист, прагматичная племянница, парочка соседей (восторженный эстет «оптимист» и желчный ветеран «пессимист»), пьяницы актеры.
В каком то смысле и сам спектакль Комедии Франсез это не первозданный «Лес», а остатки «Леса» (того, что когда-то был поставлен Фоменко в Ленинградском театре Комедии), то есть те же «пни». От первого варианта (1978 года) осталась сценография Иванова, сквозь бледные очертания французских артистов явно проступают острые профили Юнгер и Гвоздицкого. Французы играют скучно, зрительный зал спит и оживляется только когда слышит реплики по-русски (как легко купить нашего зрителя – скажешь ему «льюди, а не удавится ли мнье» - он и рад, повторишь – он снова смеется, скажешь в третий раз – смеется и в третий).
Спасает спектакль режиссура (обращающаяся в зал впрямую, не через актеров) – «поставленные» финалы первого (грамофонно-романсовая картинка) и особенно второго действия - начиная с монолога Анфортутнатова. Этот артист пожалуй был лучшим, он смог отыграть мощные режиссерские приемы Фоменко (прежде всего лейтмотив Анфортунатова – мрачную шаляпинскую «Элегию»).

Мизантроп и филантроп.

Фоменко, которого мы знаем сейчас, кажется абсолютным «филантропом» - добрым и мудрым дедушкой, ставит нежные спектакли-мотыльки, порхающие к умилению и радости зрителей. Но это представление неполное, таким Фоменко был не всегда (и бывает не всегда, уместно вспомнить и о «Безумной из Шайо» - поздний пример «едкого Фоменко» с похожим противопоставлением «благопристойного общества» и бомжей, видимо навеянного общением со спонсорами :-)

Когда-то на меня сильное впечатление произвела реакция П.П.Громова на ранние ленинградские спектакли Фоменко – резкое неприятие. Я не мог даже представить себе, как постановка Фоменко может кого-то оскорбить, однако «Мистерия Буфф» была воспринята как глумление, как пощечина. Ранний, «допедагогический» Фоменко отнюдь не гладил зрителя по головке, можно вспомнить его «Смерть Тарелкина» с шокирующим зрителей и начальство 60-х годов началом – гроб на сцене. Именно поэтому связь французского «Леса» с ленинградским мне кажется очень важной. Спектакль поставлен жестко, желчно. Сцена со срыванием парика – это ведь тоже пощечина. Французы не смогли ее по-настоящему сильно сыграть (ЭТИ французы, вот если бы Гурмыжской была скажем Жанна Моро…). Актеры «Франсез» сильно уступают актерам ленинградской школы. Юнгер и Гвоздицкий умели играли острее, злее (Юнгер очень не любила роль Гурмыжской, это явное доказательство того, что роль была решена режиссером безжалостно). Они умели играть гротеск, причем злой гротеск.

Еще одна пощечина в «Лесе» – использование романсов. Это совсем не те пленительные романсы из спектаклей позднего Фоменко («Без вины виноватые»), а высушенные, бесцветные растения из гербария («сухая фальш», как написано в рецензии Жана), тем сильнее контраст «варипанинщины» с Шаляпиным.
И финал - превращение леса в пни и просвечивание мизансцены (ты взвешен на весах (просвечен насквозь) и найден очень легким) – тоже резкий ход режиссера, правда он смягчен театральным постскриптумом (похожий финал был у «Так поступают все» Стреллера). «Все это всего лишь театр» - говорят актеры, выходя из образов.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments