Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«THE CAR MAN», М. Боурн, «ОЛД ВИК», Англия, 2000 г. (9)

.
Названии спектакля - англоязычный каламбур. Поставлено на музыку из оперы «Кармен» (за основу взята «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина с добавлением музыки из оперы, не вошедшей в сюиту), но сюжет совершенно самостоятельный, действие происходит в автомобильной мастерской, главный герой – автомобильный механик.


Спектакль танцевальный (не говорят и не поют, только двигаются), но ни к классическому балету ни к контемпорари его не отнесешь, Боурн придумал свой театральный жанр и своё ноу-хау - танцевальную интерпретацию известных балетных, оперных и кино произведений (он ставил свое «Лебединое озеро» и своего «Щелкунчика» на музыку известных балетов, а также свой театральный вариант фильма «Эдвард руки-ножницы» и спектакль «Пьеса без слов» на сюжет фильма «Слуга» ).
В данном случае завязка сюжета взята из фильма «Одержимость» Лукино Висконти.

Требуется мужик.

Начинается спектакль с появления бродяги с рюкзаком у плаката “MAN WANTED”.
В автомобильную мастерскую требуется работник.
А у хозяина мастерской молодая жена.
Классическая завязка приводит к классической развязке – «любовь-кровь», можно вспомнить не только роман «Почтальон звонит дважды» (по которому Висконти снял свой фильм), но и кое-что из нашей литературы - «Леди Макбет Мценского уезда» и «На дне».
Ссылка на пьесу Горького усиливается во-первых тем, что пришельца зовут Лука (этот Лука берет на себя функции Васьки Пепла по обслуживанию хозяйки, он значительно моложе горьковского Луки, но также действует на окружающих, «как кислота на ржавый пятак»). А во-вторых, еще и тем обстоятельством, что у хозяйки есть сестра (у горьковской Василисы – Наташа, у боурновской Ланы – Рита). Но в отличии от сюжета «На дне», где драматическое напряжение возникало из-за дополнительной любовной связи Пепла с Наташей, Боурн придумал более заковыристый ход. У Риты есть бойфренд Анджело – совсем молодой парень, а надо сказать, что в мастерской процветает самая настоящего дедовщина. Салагу всячески обижают, пришелец берет его под свое покровительство, дает ему уроки бокса и салага начинает испытывать к нему не только благодарность. Возникает дополнительный любовный треугольник, а у салаги – «конфликт ориентации». Таким образом появление нового работника приводит к сюжетной теореме, в духе «Теоремы» Пазолини.

Дальше действие закручивается как в настоящем триллере и режиссер нашел выразительнейшие пластические средства для передачи эротического и криминального напряжения. Страстная горячая музыка (запись сделана тем же дирижером Б.Моррисом, что и в «Лебедином озере» Боурна), «ржавый» антураж – промасленные майки, большие старые "широкофюзеляжные" автомобили (действие происходит в 60-х годах, но есть отголоски кино более раннего периода – кроме фильма Висконти, «пролетарские» роли Марлона Брандо и Джеймса Дина; Уилла Кемпа - исполнителя роли Анджело, называли «балетным Джеймсом Дином»).
Анджело благодаря урокам Луки превращается в мачо, на глазах у всех перечит хозяину, тот выгоняет его с работы, а потом ночью застает жену с Лукой. Любовники убивают хозяина, Лана разыгрывает сцену точно в духе горьковской Василисы («мужа мово убили!») и сваливает вину на Анджело (у того был мотив – месть за увольнение). Анджело попадает в тюрьму, где проблемы с ориентацией обостряются (Рита его навещает, а охранник домогается). Он убивает охранника и совершает побег. Стороны любовного четырехугольника (Лука-Лана-Анджело-Рита) вновь собираются в мастерской, вопрос «кто же из героев роковая Кармен» и «кто кого к кому ревнует» окончательно запутывается в кровавый клубок (поначалу кажется, что Кармен это Лана, Сэрен Кертин в этой роли необыкновенно хороша, но не следует торопиться с выводами).

В общем, всюду страсти роковые, мордобой и трах. Моторы ревут, кости хрустят, пистолеты палят.

Спектакль был впервые поставлен в сентябре 2000 года в лондонском театре «Old Vic», в 2001 году снят на видео. В 2007 году возобновлен там же в Лондоне в театре “Sadler’s Wells”.
Tags: Боурн, контемпорари, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…