Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Лепаж минус один.

.
«THE BUSKER’S OPERA», Р.Лепаж, “EX MACHINA”, Канада, 2004г. (4)

На каких инструментах должна исполнятся увертюра к «опере уличных музыкантов» происходящей от "оперы нищих"?
На кружках для сбора подаяния.

Здесь сразу представлена идея спектакля, в начальной точке – весь Лепаж, он продолжает дальше (протягивает в наши дни) линию проложенную Брехтом от оперы Джона Гея. Современный вариант героев – нищих, это уличные музыканты. Соответственно трансформируется завязка – "неорганизованного" нищего берут в «систему», то есть уличного музыканта в шоу-бизнес. Музыкант рассказывает о себе – собирались поставить «Трехгрошовую оперу», но не хватило денег, чтобы купить права. Замечательно ироничный ход – права на постановку «Трехгрошовой оперы» стоят значительно больше трех грошей, ирония в том числе и над Брехтом, превращенном в товар. Правообладатели-капиталисты торгуют «коммунизмом», почему бы нет, если есть спрос.

Идея представлена в увертюре и в первой сцене, дальше остается ее развернуть в спектакль.
Но вот с этим проблемы. Дальше спектакль рассыпался на последовательность номеров. С точки зрения театра сыграно непрофессионально (да и чего требовать от музыкантов). А с точки зрения музыкальной – сделано весьма средне. Много внимания уделено цитированию, пародированию и прочей музыкальной игре, это вполне в духе первоисточника, ведь опера нищих была пародией на итальянские оперы. Но чтобы оценить путешествие по стилям и жанрам надо хорошо знать то, что цитируется, а у меня узнавание происходило редкими вспышками (“Immigrant song” любимых Лепажем Led Zeppelin, ария Царицы ночи) – то ли я неграмотный, то ли исполняли невкусно.

Но главная причина неудачи даже не в исполнителях, а в том, что не было ИСПОЛНИТЕЛЯ.
Получился как бы «спектакль минус один», как бывает «фонограмма минус один».
«Обратную сторону Луны» и «Проект Андерсен» играл один актер, он вел спектакль и на событийном и на метафизическом уровне. Видимо многослойным постановкам Лепажа нужен стержень, сильный актер-личность.
И это касается не только его театральных спектаклей, я видел поставленную Лепажем концертную программу Питера Габриеля «Growing up». Она не распадалась на отдельные номера-песни именно благодаря выдающемуся исполнителю. Габриель спел набор песен-хитов, некоторые были изобретательно театрализованы, но при этом еще и совершил философское путешествие, исследовал такие совсем уж абстрактные понятия как симметрия, изотропия, анизотропия.

А здесь на роль ведущего претендовал разве что плазменный экран. Для простого экрана с титрами он вел себя слишком активно. Но для ведущего – недостаточно активно. Да и как может театральный механизм, пусть даже плазменный, заменить человека, обращающегося со сцены в зал.
Tags: Лепаж, ЧехФест, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…