Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ», Р.Лепаж, “EX MACHINA”, Канада, 2000г. (10)

.
Моноспектакль.

Это моноспектакль, что имеет принципиальное значение. Театральное одиночество (на сцене один актер и много технических приспособлений) имеет содержательную связь с одиночеством человека в жизни и одиночеством человечества во Вселенной. Спектакль существует одновременно в трех измерениях - театральном, экзистенциальном и натурфилософском. О театре, о человеке, о человечестве.

Космос, микрокосм и макрокосм.

Всё выстроено абсолютно логично и ясно, на сцене царит абсолютный театральный порядок. Так в стихах (или в музыке) каждое слово (каждая нота) занимает свое место. Так в научных расчетах все числа должны сойтись, чтобы корабль вышел на орбиту, долетел до Луны и вернулся обратно. Спектакль, человек и мир понимается как «космос» – универсум, подчиненный строгому порядку (в противоположность «хаосу»). Содержание разворачивается от человека, как от начальной точки, (от конкретной истории жизни двух братьев, как от центральной сюжетной линии) в двух противоположных направлениях одновременно, внутрь в микрокосм и вовне в макрокосм.
«Одновременность» здесь надо понимать с долей театральной условности, невозможно говорить два текста одновременно, поэтому сцены и образы «микро» и «макро» чередуются, при этом отражаясь друг в друге, как в зеркале. Идея о параллельности, зеркальности микрокосмоса и микрокосмоса с самых древних времен занимает человеческие умы, отражена в мифах и развита в античной философии.
Две стороны универсума внутренняя и внешняя, ближняя и дальняя, кантовский «нравственный закон внутри и звездное небо над головой».
И там и там бездна, что привлекает пытливый человеческий ум и одновременно вызывает отчаяние в душе.

Формула Лепажа.

Кстати, можно заметить, что в спектакле Лепажа соединены содержательные достоинства двух известных московских спектаклей-лекций – экзистенциализм «Правил поведения в современном обществе» и научность «Копенгагена».

Если же посмотреть с другой стороны, со стороны театральной формы, то формула Лепажа выглядит так:

Лепаж = Гришковец + Жанти.

Гришковец-театр (обычный человек, выходящий на сцену и рассказывающий залу свою историю с лирическими отступлениями, см. «Одновременно»). Жанти-театр (высокотехнологичный невербальный театр, представляющий зрителю поток образов, связанных сложными ассоциативными связями, см. «Край земли»).

Два брата.

Частная история двух братьев (успешного материалиста и идеалиста-лузера), история семьи отражается в большой истории двух сверхдержав - СССР и США, истории человечества. Где СССР выступает в роли идеалиста, космонавта, ищущего смысл, вселенский порядок, а США в роли материалиста, астронавта, ищущего золотые звезды.
И здесь автора привлекает тот отрезок истории, что совпадает с его личной историей – 60-е и 70-е годы XX века. История взлета и остановки космической программы. Что удивительным образом совпадает с историей взлета и падения рок-н-рола. Уместно вспомнить фильм Кубрика «2001», чтобы вернуться в то состояние, когда человечество казалось бы покидает свою колыбель и захватывает дух от безграничных пространств. Или музыку конца 60-х годов, когда из простеньких танцевальных ритмов (типа «Посторонись, Бетховен!» Чака Берри) вдруг развернулись безграничные возможности и даже проект обьединения музыкальных традиций всего человечества (вполне в духе «Оды к радости» того же Бетховена).

Классика, джаз, рок.

В спектакле звучит музыка Бетховена, Колтрейна и Led Zeppelin . От всех трех имен протянуто множество смысловых нитей.
Например, ни разу не называемая открыто, но сразу приходящая в голову (тем, кто в теме) главная композиция Led Zeppelin “Stairway to heaven” («Лестница в небо») оказывается иронически связана и с идеей Циолковского о космическом лифте и с американскими «астронавтами» (у Led Zeppelin речь идет о некоей леди, которая купила лестницу на небо, потому что там золотые звезды). Напрямую в спектакле использована другая композиция - “Dazed and confused”, в отличии от макрокосмической «Лестницы» целиком интроспективная, где тот же женский образ, это уже не леди, а обьект желания, сотворенный в аду.

Been dazed and confused for so long – it’s not true
Wanted a woman, never bargained for you
Lots of people talking, few of them know
Soul of a woman was created below


Также использован и Бетховен от явной «Лунной сонаты» (а что еще может звучать в спектакле с таким названием :) до неявной 9-й симфонии.
Колтрейна и историю джаза я знаю совсем плохо, но могу догадаться что и он тут использован, потому что является своеобразным прорывом в новую музыкальную (джазовую) реальность за которым увы последовало не освоение бескрайних пространств, а срыв, возвращение в хаос.
Повторяемость истории - вот что занимает Лепажа. Прорыв, приближение к абсолюту и откат. Высокая венская классика и падение в романтический хаос, или британский рок сметенный панк-революцией (кстати одно из высший достижений этого музыкального направления – “The dark side of the moon” Pink Floyd явно цитируется в названии спектакля “The far side of the moon”).

Так и космическая программа. Которая началась как космическая гонка двух сверхдержав, придавшая геополитическому соперничеству космический смысл. Которая была для Советского Союза истинной целью и оправданием существования (вместо иллюзорного построения коммунизма). Которая наконец то вырвала человечество из земной колыбели.
Космическая программа на миг обьединила двух соперников (но стыковка Союза и Апполона это был только жест, «последнее прости») и остановилась, повернулась лицом обратно к Земле. Стоило ли рыбке покидать банку, чтобы уткнуться в то же стекло с обратной стороны?
И словно в наказание за эту остановку в пути сверхдержавы вернулись к хаотическому соперничеству на Земле, СССР вскоре распался в хаос самым буквальным образом, а США успешно производят хаос и распад по всему миру, куда ни влезут.

И потом. Жить рыбкой в банке нельзя не только из любопытства (интересно, что же там за стеклом). Но и потому, что банка не вечна, она элементарно может треснуть и рыбка погибнет. Что нам наглядно и продемонстрировали.

Простая история.

Лепаж цитирует Циолковского (Земля – колыбель человечества, но нельзя же всю жизнь провести в колыбели) и упрекает человечество в капитуляции, потере интереса к космосу (во всех смыслах, и космосу-порядку и космосу-пространству).
Но ведь его герой до определенного момента даже и на самолете не летал ни разу, так и ползал всю жизнь по поверхности.

Да и сам он как режиссер подает человечеству «дурной пример» :)
Спектакль перенасыщенный умными ссылками, которые как гроздья растут из каждого эпизода из каждого образа, на самом деле никогда не отрывается далеко от пуповины. От человеческой, очень трогательной и переживательной, очень типичной и узнаваемой истории одной семьи (своей, моей). Для эмоционального зрителя «космическое» это всего лишь антураж. Микрокосмическая стыковка с родным братом здесь важнее, чем стыковка на орбите Союза и Апполона.
Tags: Лепаж, ЧехФест, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments