Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

"БУФФАЛО БИЛЛ И ИНДЕЙЦЫ", Р.Олтман, США, 1976г. (9)

.
После неудачной попытки посмотреть фильм на ММКФ ( http://lev-semerkin.livejournal.com/106306.html ) достал DVD. Оказалось, что бурый цвет фестивальной пленки не имеет отношения к операторскому искусству, оператор не собирался имитировать выцветшие фотографии, цвета в фильме очень яркие.
А вот с русским текстом опять возникла проблема, хоть и не такая фатальная, как на ММКФ. Голос переводчика хорошо знакомый – кто-то из мастеров эпохи видео, но несколько эпизодов оказались совсем не переведены. Могу предположить, что перевод взят из видеокассеты с сокращенной версией фильма, потому эпизоды вошедшие только в полную версию остались без перевода.

Фильм точно вписывается в формулу Франсуа Трюффо (выражает и «идею мира» и «идею кино»). «Буффало Билл» это одновременно «кино о кино» и «кино об Америке». Обе темы раскрыты сатирически, но Олтман, как всегда, не ограничивается только сатирой.

«Кино о кино».

Рассказывая о кино Олтман применяет интересный режиссерский прием, тот же что и в фильме «M.A.S.H.» – «шаг в сторону». Для того, чтоб рассказать о вьетнамской войне, он снимает фильм о корейской. Для того, чтобы рассказать о кино, он делает фильм о театральном шоу.
Шоу «Дикий запад» вполне вписывается в нынешний театральный формат, его легко можно представить скажем на чеховском театральном фестивале, ведь туда привозили например конный цирк Бартабаса. Кстати, настоящее шоу Буффало Билла (фильм основан на реальных событиях) гастролировало в Европе.

Итак перед нами панорама жизни съемочной группы, закулисная жизнь, организационные проблемы. Как из сора, накладок, конфликтов, обманов, воровства идей рождается великое шоу.
В центре композиции легендарный Уильям Коди по прозвищу Буффало Билл, в исполнении легендарного Пола Ньюмана. Очень сильная и сложная актерская работа. Блестяще сыграна и витрина и изнанка. Наглядно показано превращение героя в образ, живого человека в плакат, потери и приобретения и рефлексия по этому поводу.
Дальний родственник Коди – его играет Харви Кейтель, новичок в этой команде, он вместе со зрителями открывает великолепие и изнанку шоу-бизнеса.
Джоэл Грей появляется, как реминисценция из фильма «Кабаре», он ведет шоу.
На фоне таких выразительных звезд (надо упомянуть еще Джеральдину Чаплин) маленький индейский вождь выглядит совсем невзрачным и оттого подлинным, таким «живым укором». Ночной разговор Уильяма Коди с призраком Сидящего Быка – смысловая кульминация (точнее, не разговор, а монолог, говорит только бледнолицый, краснокожий молчит, он за весь фильм произносит только несколько слов на языке индейцев).

«Кино об Америке».

«Американское» показано через «свое иное», таким «своим иным» для американцев являются индейцы (коренные жители, а не переселенцы, проигравшие, а не победители, молчаливые, а не болтливые, другая цивилизация с другим отношением к миру, во всем противоположная обществу потребления). Эта оппозиция рациональной слепоты и иррационального прозрения повторена во многих фильмах, включая «Мертвеца» Джармуша.
Действие фильма происходит в конце 19-го века, на важном переломе, когда героическая американская история уже завершилась и стала преобразовываться в миф, в шоу. Всё уже произошло, но еще не интерпретировано. «Американское» уже сложилось, но еще не забронзовело, Олтман берет его тепленьким и показывает со всех сторон.
Буффало Билл в исполнении Ньюмана это сверхзвезда, абсолютный герой-свехчеловек, он не только творит историю непосредственно, но потом сам же ее правильно интерпретирует (иногда, как это показано в финальном эпизоде, с точностью до наоборот). В каком-то смысле он и есть Америка – сверхдержава величественная, сильная, слушающая только себя.

Забавная деталь – в конце фильма автор легенды о Буффало Билле (Берт Ланкастер играет нищего мудреца, творца, давшего первый толчок и отстраненно наблюдающего, лицо от автора) уезжает не куда-нибудь, а в Калифорнию. Он покидает лагерь в тот момент, когда шоу приобрело окончательный вид, было оценено, освящено верховной властью (в лице президента Кливленда), оторвалось от реальности (последней пуповиной, связывающий с подлинными событиями был Сидящий Бык). Опыт театрализации и мифологизации реальности очень пригодился во время создания «фабрики грёз». Это шоу – предтеча Голливуда.
Здесь «идея жизни» и «идея кино» совпадают до полной нераздельности.
У фильма есть второе название "Урок истории Сидящего Быка". В чем состоит урок? "Знающий не говорит, говорящий не знает"
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments