Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ЗИМНИЙ ДЕНЬ», Япония, 2003 г. (8)

.
Что было задумано.

Международный проект по экранизации древней японской поэтической формы – «рэнга» (или «рёнку», «сцепленные строфы»), что-то вроде венка сонетов, цепочка стихотворений, одно продолжает другое, причем следующее использует последние строки предыдущего. Сочинение рэнга подчинялось строгим правилам, в отличие от венка сонетов, это коллективный труд. Поэты собираются вместе, честь написать зачин – первое стихотворение хокку, задающее тему, принадлежит самому главному гостю, самому маститому поэту (в рэнга «Зимний день» это был Мацуо Басё), следующее сочиняет хозяин дома, а затем остальные гости. Результат записывается на свитке.
Японский режиссер, организатор и идеолог проекта Кихатиро Кавамото выступил в роли хозяина (то есть сделал фильм по второму стихотворению), а в качестве мэтра был приглашен Юрий Норштейн (он экранизировал первое хокку Басё).
Работа над остальными стихами была организована, насколько я понял, так. Сначала иностранным участникам предоставили выбрать фрагмент по своему вкусу. Иностранцы представляют основные анимационные школы – бельгиец, чех, англичанин, китаец, два канадца. От России тоже двое, кроме Норштейна Александр Петров. Оставшиеся фрагменты свитка распределили между японскими режиссерами – самыми разными, от седовласых старцев до молодых покрашенных в желтый цвет, среди участников было несколько женщин и даже одна семья (муж и жена художники, дети помогали делать реквизит).

Что получилось.

Фильм начинается с краткого предисловия. Японский поэт и японский режиссер рассказывают о связи искусства кино и традиционной японской поэзии, цитируют Эйзенштейна (о том, что надо учиться киномонтажу у японской поэзии).

Затем идет собственно анима-рэнга, 36 анимационных фильмов, перед очередным фильмом - титр с очередным стихотворением.
Оценить успешность проекта с точки зрения адекватности воспроизведения стихов сложно. Японские стихи почти не поддаются переводу, построены на непереводимой игре слов, слогов, иероглифов, синонимов, омонимов. Не думаю, что случайным набором миниатюр столь разных авторов можно передать коллективный труд поэтов одной школы, работавших вместе, когда каждый продолжал образный ряд предшественника (кинематографисты работали полностью автономно друг от друга).
Для большей адекватности их нужно было бы тоже собрать вместе, чтобы автор следующего фильма уже видел предыдущие части и следовал бы не только за поэтической цепочкой, но и за визуальной.
Однако получилось другое. Не образ «зимнего дня», а «автопортрет», образ искусства анимации. Здесь представлен очень широкий спектр анимационных техник и стилей – рисованная, кукольная, компьютерная. Парад стилей и парад эмоций – от пейзажной лирики до комических скетчей. Кто-то напрямую иллюстрировал поэтические образы, кто-то уходил по собственной цепочке ассоциаций, а кто-то придумывал короткий сюжет, связанный со стихами лишь по касательной. Если выбирать из 36 фильмов те, что имеют самостоятельную ценность, я бы выбрал анекдот про разбойника и дровосека английского режиссера. С живописной точки зрения выделяются работы наших – Норштейна и Петрова, самые неожиданные ассоциации (с Боттичелли и Гогеном ) у японца Ямамура.

Во второй части фильма все участники проекта в той же очередности рассказывают о своей работе. По смыслу надо было бы после второй части опять показать все анима-рэнга сначала, многое бы смотрелось иначе.

В последних кадрах фильма – зимний день, памятник на могиле Эйзенштейна наполовину занесен снегом. Многозначный образ, красивый и точный смысловой акцент возвращает зрителя к начальному стихотворению Басё и фильму Норштейна о встрече Басё и Токусая.
Tags: анимация, кино
Subscribe

  • Чичиков увез губернаторскую дочку прошлым летом

    * “ПАЛАЧИ”, К.Серебренников, ГОГОLЦЕНТР, Москва, 2019г. (4) Первые отзывы были в диапазоне от «совсем плохо» до «не совсем плохо», так что я даже…

  • Зеркало

    * "АХМАТОВА. ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ", А.Демидова, К.Серебреников, ГОГОЛЬЦЕНТР, Москва, 2016г. (10) Стоячая овация. Первый раз в ГогольЦентре такое видел…

  • На перепутье Керчь-Вологда

    * "МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ", К.Серебренников, ГОГОЛЬЦЕНТР, 2017г. (10/7) Тут на несколько спектаклей. Некоторые из этих спектаклей прозвучали очень…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments