Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Заппа со скальпелем.

.
«M.A.S.H.», Р.Олтман, США, 1970г. (9)

На этот раз никаких обьявлений администрация ММКФ перед началом не делала, но пленка оказалась точно такого же бурого цвета, что и в «Буффало Билл». Зато переводчика поменяли, на этот раз переводил женский голос и переводил хорошо.

Фильм снимался во время вьетнамской войны, но действие перенесено на 20 лет назад, во времена корейской войны – условный ход, верный во всех отношениях. Главное – он развязал режиссеру руки, дал временнУю дистанцию, небольшой зазор, отстранение от злободневности. Освободил от прямых ссылок на сегодняшнюю войну, которая конечно всеми подразумевалась и авторами и зрителями, ведь все персонажи фильма (военные медики из передвижного госпиталя) были вполне узнаваемы, это люди не начала 50-х, а конца 60-х годов – у них современные прически, манеры, интонации.
Интонация всеобщего стеба (и усы главного героя) сразу напоминает Фрэнка Заппу. Заппа не на сцене, а за хирургическим столом, в окружении не «Матерей», а медсестер. И орудует он не гитарой, а скальпелем, но так же мастерски. Ну а в свободное от солирования время отжигает прямо в зале в госпитале и нет для него ничего святого (очень смешно сделана пародия на тайную вечерю, смерть и последующее воскресение).

Но есть и важное отличие. Олтман не идет так далеко и последовательно по пути всеобщего тотального осмеяния, как Заппа. Он не только развенчивает, но и утверждает. Главные герои фильма это все же «настоящие американские герои», рас3,14здяи хорошо делающие свою работу даже посреди полного бардака.
Фильм конечно не милитаристский (последствия войны – кровавое человеческое мясо – показаны очень наглядно), но и не пацифистский, режиссер не так прост и однозначен. Существенное значение имеет возраст, Олтман на 15 лет старше того же Заппы, совсем другое поколение, другой взгляд. Олтман не вовлечен, а немного отстранен и потому открывает нечто новое о людях на войне. У режиссера есть стержень (иерархия ценностей), который позволяет хранить мудрое равновесие. Он терпимо относится к слабостям и нетерпимо к подлостям.
«M.A.S.H.» - крупное, панорамное кино «Большого стиля» оно не сводится к прямолинейной антивоенной агитке. Собрано из множества хаотичных эпизодов, как фреска. Гремучую смесь черного юмора из армейских и медицинских анекдотов венчает большая сцена игры в американский футбол – большая метафора войны. Такова природа человека, взрослые люди играют в жестокие игры.
Травмированных во время ожесточенного матча уносят с поля на носилках, рифма к носилкам с ранеными. В начале фильма их везли в госпиталь вертолеты, порхающие в горах, легкие и красивые, как белые бабочки (может быть черные вертолеты в «Апокалипсис сегодня», это ответ Копполы Олтману).
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments