Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Лучик света в темном царстве.

*
«ПЕЛЛЕАС И МЕЛИЗАНДА», О. Пи, МАМТ, Москва, 2007 г. (7)

Сценограф Пьер-Андре Вейц создал настоящее "царство". Темное, мрачно-депрессивное, но очень красивое и живое, декорация из лестниц многократно трансформируется, ее возможности использованы по полной программе и спереди и сзади и сбоку. Эффектно сделан волшебный лес (сочетание света, зеркального пола и покачивающихся вертикальных металлических шестов). Глухие заборы и высокие стены с маленькими окошками тоже отсвечивают стальным светом. Все вместе складывается в цельный зрительный образ. В финале вертикальные шесты и горизонтальные ступени лестниц объединяются, декорация наполняется уже золотым светом. Мелизанда – девушка с золотыми волосами - возвращается в свет, туда, откуда она пришла в наш темный мир.

А вот работа режиссера оставляет множество вопросов без ответа.
Режиссерски спектакль не выстроенный, нецельный. Режиссер Ольвье Пи решил частные задачи – развел актеров по декорации, придумал эффектные мизансцены, занял актеров «физическим действиями». При этом почему–то 80% фантазии направил на одного, второстепенного персонажа – мальчика Иньольда, тот весь спектакль мельтешит по сцене.
Первые режиссерские ходы обнадеживали – по сюжету героиня роняет корону в ручей, в роли ручья – оркестровая яма, очень красивый и точный образ, если принять во внимание волнообразное течение музыки Дебюсси. В опере очень много «водных» образов. И в либретто (источник, море, фонтан, озера в гроте, водоём в подземелье) и в музыке (дирижер Марк Минковский создал свое темное «водное» царство, отлично сочетающееся с темной сценографией). Но полноценного развития тема "воды-оркестровой ямы" не получила и чем дальше, тем больше было невнятицы.
Почему спектакль называется «Пеллеас и Мелизанда», а не «Голо и Мелизанда» (а лучше просто «Мелизанда»), я так и не понял. Пеллеас вышел второстепенным вялым персонажем, проснулся только в сцене последнего свидания. Декорация поворачивается углом, сценическое пространство эффектно разрезается надвое, Мелизанда в светлой половине, Пеллеас в темной, первую часть сцены он поет из полной темноты.
А многие другие сцены никак не включены в режиссерскую канву и присутствуют только потому, что написаны композитором. Чем закончилась история с обручальным кольцом? Зачем Голо потащил Пеллеаса в подземелье? Почему пастух одет как мясник? Зачем трое нищих стариков? Все эти образы нужны авторам оперы для создания образа этого самого «темного царства», депрессивного, больного, вымирающего королевства (вариация темы «закат Европы»). В спектакле эти образы не выстрелили и соответственно не получился главный контрастный образ Мелизанды. Не луч, а слабый лучик света, чудесным образом попавший в темную страну. Конечно она не сможет ее осветить. Конечно она сама быстро утонет, погаснет, но все-таки оставляет после себя наследницу – новорожденную дочь.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments