Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Пешковская игрушка»

*
«ДАЧНИКИ», Е.Марчелли, ТЕАТР ДРАМЫ, Омск, 2003г. (10)

Что такое дача, дачники? «Дачное», «дачность», как феномен, как качество, свойство, как метафора?
Это «ни то, ни сё», нечто промежуточное, неосновательное, несерьезное.
Дача – это не совсем дом, хотя внешние признаки (стены, крыша) – налицо. Владимир Боер построил на сцене такой «почти дом» – стены тряпочные, а вместо крыши - крылья дельтаплана (дачного самолета).
Дачники – это и не господа, и не мужики. По внешним признакам люди, а ведут себя как животные (как сытые животные) – напропалую занимаются играми на свежем воздухе (в основном брачными играми, но также театральными). И профессии у них самые имитационные-паразитические – адвокат, врач, инженер, писатель – самые удобные ширмы для ничегонеделания и разводки заказчиков (язык у всех хорошо подвешен, говорят, говорят…). Жизнь дачников не настоящая, отпускная, но их игры это и не настоящий театр (можно сравнить с фрагментами настоящего театра – оперными ариями). Игра в жизнь, игра в театр.
Спектакль последовательно, шаг за шагом, слой за слоем раскрывает «дачную» природу жизни (режиссер увидел в пьесе Горького традиционную русскую народную забаву – самоедство, самоиронию, игру в рефлексию, «пешковскую игрушку», что-то вроде матрешки).
И «дачную» природу театра. Идея «театра в театре» доведена до совершенства тем, что многократно повторена – (театр в (театре (в театре (в театре)))). Слои вложены один в другой, как в матрешке.

Матрешки 1 и 2.

Две первые матрешки очень забавные.
Первая – музыкально-визуальный эпиграф.
У спектакля есть подзаголовок «игры для мужчин и женщин». Основной вид игр для мужчин и женщин, предусмотренный природой, это брачные игры. На сцене полукругом стоят невесты в белом, рядом сидят женихи в черном, а перед ними стол, а на столе блюдо, а на блюде голова. Голова исполняет сладчайшую любовную арию. К столу подсаживаются клоуны и громко стучат вилками по тарелкам, как гости на свадьбе.
Это был театральный сон. Он заканчивается выстрелом – один из женихов стреляется. «Там где любовь, там всегда проливается кровь» (О.Бендер).

Открываем первую матрешку (по окончании эпиграфа в зал подается свет), под ней вторая, но это тоже еще не пьеса, это предисловие, театральная рама к будущей театральной картине: на сцену выходит человек от театра (что-то говорит про писателя Пешкова и мобильные телефоны), а с ним два сторожа, два пешковских персонажа ехидно обсуждают «дачников» и как эти дачники сейчас будут «представлять».

Матрешка 3 (основная). «Дачники» глазами Басовой.

Гаснет свет и начинается собственно представление. Евгений Марчелли отлично владеет двумя близко связанными режиссерскими приемами: 1) выделить главного героя, 2) увидеть пьесу глазами одного из персонажей. В первом случае говорят «о ком спектакль?». Можно поставить «Чайку» о Тригорине, «Венецианского купца» о Шейлоке. «Дачники» Марчелли поставлены о Варваре Михайловне Басовой (Екатерина Потапова, красивая, высокая, стройная, как балерина, печальная как Лопаткина). Она находится в центре многофигурной композиции и всех остальных персонажей режиссер и зрители видят ее глазами (так «Вишневый сад» Марчелли был поставлен глазами Епиходова). Кстати, актриса и внешне немного похожа на Евгения Марчелли – темные внимательные глаза, печальный изучающий взгляд.

Бывает в жизни так, что все понимаешь в один момент. Момент истины. Какая-нибудь мелочь становится решающей каплей. То что происходит с Басовой - это момент истины, точнее говоря отрезок (от первой мелочи до окончательного осознания) вмещающий почти все перипетии сюжета. Первая мелочь – это совсем мелочь скороговорка мужа «варя-варя-варя-варя». Режиссер и актер Валерий Алексеев нашли точную речевую краску и в один миг стало всё ясно про этого никчемного пошлого человека и про семейную жизнь Басовых. И зрителю ясно и Варваре Михайловне. Вторая и решающая точка отрезка – встреча с «кумиром юности», писателем Шалимовым. У Евгения Смирнова получился самый вкусный шарж – полуголый пивной дядька, босой, в закатанных до колен штанах, лысый, загорелый. Варвара Михайловна смотрит на этот «кусок мяса» в упор, изучает, исследует. Исследует мысленно, но режиссер делает ее мысли зримыми – она трогает голову писателя, мнет, ощупывает, оттопыривает уши. Голова смотрит в зал и глуповато-виновато улыбается.
В спектакле вообще очень много физических действий, точнее будет сказать, физиологических действий. Влечение персонажей друг к другу сразу материализуется (в совокупление).

Чем больше мы знакомимся с актерами (а их в спектакле занято много, ведь в пьесе очень много персонажей), тем заметнее контраст. Актеры – замечательные, очень красивые, талантливые, живые и абсолютно свободные (мне показалось, что именно в этом, в демонстрации «натуральности» и «свободы» причина трюка с появлением на сцене совершено голого студента Зимина). В то же время персонажи, «дачники», как на подбор – бессмысленные, пошлые, то вялые, то вздорные. Театр явно побеждает жизнь. Чтобы напомнить о театрально-клоунском эпиграфе, режиссер снова выпускает на сцену тех же клоунов, на этот раз в ролях пешковских «любителей театрального искусства», которые представляют «Каста диву». Вот чувства Нормы и Виолетты – настоящие, даже в пародийном белом балахоне Пьеро.
В спектакле так последовательно проведена самоирония, что указанный в качестве автора пьесы Алексей Пешков выглядит как пародия на Максима Горького, или наоборот Горький на Пешкова. Стихи Калерии звучат как самопародия Пешкова на «Песнь о буревестнике» Горького. Эти стихи в свою очередь пародирует Влас, но и его пародия – «дачная». Возикает еще одна матрешка – (пародия на (пародию на пародию)).

Матрешки 4, 5, 6

К последнему, четвертому действию пьесы режиссер уже полностью развернул «спектакль о Басовой». Дальше он и его использует как матрешку - раскрывает, и в следующем слое Варвара оказывается «одной из», такой же «дачницей».
«Матрешка 4» это следующая стадия «театра в театре». Подмостки (в третьем действии стоявшие в глубине сцены) выдвигаются в центр, герои усаживаются перед ними на скамейки, образуя ряд зрителей, и по очереди поднимаются - каждый со своим монологом. Чуть монолог затягивается, зрители-на-сцене встают и разбредаются, кто куда.
Но это еще не предел. Следующая сцена еще более театральна – «матрешка 5». Все персонажи рассаживаются на скамейки лицом к залу и начинают говорить текст уже совсем отстраненно, театральность увеличивается до предела и выходит за пределы всякого, даже условно-театрального правдоподобия.
А в это время тряпичные стены дачи-декорации опускаются, сцена обнажается, на подмостки поднимаются клоуны и самая последняя, шестая матрешка оказывается тождественна первой. Круг замкнулся. Клоуны поют арию из Травиаты. Дачники на авансцене оказываются в тени и продолжают выяснять отношения безмолвно. Белая клоунесса певица разевает рот, льется чудесная музыка Верди ("Addio, del passato" - спектакль прощается с публикой). Наступает равновесие, просветление, примирение. Вот так, вот так ... Такова жизнь, таков театр.

Дачная музыка.

Кстати, надо обязательно заметить, что арии Верди и Беллини, звучащие в спектакле записаны тоже в «дачной» , полуэстрадной манере. Не чисто, чуть хрипловато, чуть на фальцете. И не эстрада и не бель-канто, но получается замечательно (режиссер использовал записи с альбома “Filippa Giordano”).
А еще там есть замечательная песня Сукачева «А за окошком месяц май». За каким окошком? За окошком дачи. Дачники сидят внутри своей дачи, а за окошком – май.
Tags: Марчелли, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…