Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР», П. Брук, «БУФФ ДЮ НОР», Франция, 200? г. (8)

.
На этом спектакле зрителей было побольше, чем на «Сизве Банзи умер», но все равно зал был не заполнен и зрителей с балкона пригласили спуститься вниз. На этот раз я остался на балконе и нисколько не жалею.
С балкона спектакль выглядел так.

Под ногами – большая квадратная сцена, пол и стены черные. В центре пресловутый «коврик», сцена на сцене, небольшая площадка светло серая, поднятая на несколько сантиметров выше. В углу коврика – черный стул. Второй стул – совсем рядом с маленькой сценой (по диагонали от первого). Чуть дальше стоят ряды кресел.
«Великий инквизитор» это фактически моноспектакль. Играет один актер (за автора и за инквизитора), но кроме него на сцене находится еще один актер (молодой человек с длинными волосами в черном костюме и босой, он почти весь спектакль безмолвно и неподвижно сидит на втором стуле), а также зрители в креслах (они играют роль «народа» или «человечества», к ним обращается, на них указывает инквизитор, им адресована его финальная улыбка).

Минимализм режиссера проявляется не только в отсутствии декорации и музыкального сопровождения. Режиссер сосредотачивается только на тексте легенды, отбрасывая все привходящее. То, что эту легенду придумал Иван Карамазов и в ней есть нечто «карамазовское». То, что это часть разговора Ивана с Алешей и фактически один из аргументов в их споре. То, что это фрагмент большого романа. И то, что это роман Достоевского. Все это режиссеру не важно. А между тем проблема, поставленная Достоевским, внутри легенды не имеет решения. Она решается всем произведением в целом. Этот момент был и в «Нелепой поэмке» Гинкаса, но там нерешаемость проблемы приводила к знаку вопроса, финал был открыт. Последняя фраза «поцелуй горит на его сердце, но старик остается в прежней идее» разрывала смысл надвое.
У Брука последняя фраза звучит по другому, первая часть (про поцелуй) не так важна, весь смысловой акцент на второй части - «старик остается в прежней идее». Здесь вопрос закрыт. Взгляд режиссера более жесток и мрачен.

В игре актера нет никаких границ между автором и инквизитором (а значит нет границ и между режиссером и инквизитором). Выглядит актер по эль-грековски - удлиненное лицо, лысый и с седой бородой (очень точная краска, визуальная отсылка к Испании и католической традиции). Его английская речь – это специально поставленная речь чтеца (или проповедника). Он держит себя очень спокойно и величественно, намного больше похож на Великого Инквизитора, чем Ясулович – суетливый и захлебывающийся аргументами. Здесь инквизитор контролирует все подьемы и спады интонации и не теряет самообладания даже в момент поцелуя. Он остается хозяином положения, сам выпускает узника в воображаемую дверь. Тот уходит со сцены и тогда на сцене остаются только инквизитор и зрители-народ («народ минус один», на одного зрителя стало меньше). Великий инквизитор сообщает им, что остается в прежней идее, усмехается и уходит. Народ аплодирует.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments