Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ», С.Кубрик, Англия, 1963 г. (7)

.
Черная комедия на тему ядерной войны.
Фильм довольно-таки дурацкий, тема очень серьезна, но одно с другим как оказалось, вполне сочетается. Именно так тему и можно раскрыть. И не только с западной стороны. Конечно, в СССР подобные комедии на такую тему появится не могли, но отношение к проблеме народ выражал именно в подбной «дурацкой» форме – в форме анекдотов. Можно вспомнить «комсомольское собрание на подводной лодке» («Черт с ней с Америкой, но дисциплина на корабле должна быть?!»), в одном из диалогов фильма буквально повторяется тема еще одного советского анекдота (после полного разоружения Брежневу докладывают, что несколько ракет потерялись, их забыли уничтожить, а теперь нашли, Брежнев говорит – «пока у нас в армии бардак, мы непобедимы»). Впрочем, в фильме есть явное сходство и с официальным советским искусством – «ковбой верхом на ядерной бомбе» взят прямо из карикатур Бориса Ефимова или Кукрыниксов (с той разницой, что Кубрик рисует карикатуры на обе стороны конфликта, правда для этого ему пришлось переехать из США в Англию).

Еще в фильме есть комический бонус для развлечения публики – несколько ролей (максимально контрастных по внешнему облику) играет английский комик Питер Селлерс. С содержательной стороной этот прием никак не связан.
В одной из ролей (президента США - головастика с умным-умным и печальным-печальным взглядом из-под очков) Селлерс похож на нашего известного театрального деятеля (в прошлом) и политолога (сейчас) Сергея Кургиняна.

Но более интересны те приемы, которые будут развиты в следующем фильме Кубрика – «2001. Космическая Одиссея». В каком-то смысле «ДС» можно рассматривать как черновой набросок к «2001». Там есть явно параллельные эпизоды.
1) «Парад технических достижений человечества».
Длинный фрагмент «чистого кино», без слов и даже без людей, смонтированный под музыку. В «ДС» - финальный парад ядерных грибов, в «2001» - парад звездолетов.
2) «Восстание машин».
Напряженный эпизод борьбы человека с техникой. В «ДС» командир бомбардировщика копается в проводах, чтобы открыть заблокированный автоматикой бомбовый люк, в «2001» командир корабля пытается отключить главный компьютер, узурпировавший власть.
Можно заметить, что и в первом и во втором эпизоде отношение режиссера к предмету радикально меняется (грибы приводят в ужас, а звездолеты - в восхищение, техника заклинив, спасает человечество в "ДС" и вредит людям в "2001").

Есть между фильмами и более фундаментальное различие, чем зеркальность пессимизма «ДС» и оптимизма «2001». Между фильмами у режиссера произошла фундаментальная перемена взгляда и на действительность и на кино. Направление взгляда сменилось на прямо противоположное.

«ДС» снят режиссером с головой повернутой назад. Тема раскрыта с позиции здравого смысла (пожалуй, это последний фильм Кубрика, в котором присутствует здравый смысл). Как генерал, все время готовящийся к «прошлой» войне, Кубрик не понимает и даже отказывается понимать новизну проблем, возникших перед человеком, обладающим ядерным оружием, он смотрит на всё простодушным взглядом вольтеровского гурона (потешается над нелепостью доктрины взаимного гарантированного уничтожения, так кавалеристы, гарцуя на изящных лошадках, смеялись над чумазыми танкистами, вылезающими из неуклюжих машин).
Он прямо использует идеологические лекала Второй Мировой войны и в кульминационный момент предьявляет публике джокера – того самого заглавного доктора Стрейнджлава, немецкого ученого, после войны перевезенного в США и все еще рефлекторно вскидывающего руку-протез в нацистском приветствии (роль белокурого бестии, арийца в инвалидном кресле играет тот же Селлерс).
Кинематографические приемы тоже применяются из прошлого (из чаплинского «Великого диктатора» и из еще более раннего прошлого - немой комической).

А вот «2001» снимал режиссер с головой повернутой вперед, открытый новой реальности, новым вызовам, не сводящий их к привычным идеям и к привычным киноформам. Там можно в полной мере ощутить и непознаваемость мира и безграничные возможности разума и, в том числе, безграничные возможности кинематографа, сошедшего с жанровых рельсов, который может адекватно воспроизвести открытость разомкнутого сознания, восхищение беспредельностью (восхищение, смешанное с отчаянием).
Tags: кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment