Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Паровозы – любовь моя!

*
«ЭРМОН И РАМОНА», Р.Габриадзе, «ШЕЛКОВЫЙ КОВЕР», Грузия, 2007г. (9)

Второй раз подряд попадаю на ностальгический спектакль. В спектакле «Куба – любовь моя» ностальгия была направлена из 1998 года в 1962, а здесь из 1987 в 1949. Поначалу кажется, что ностальгия имеет разный знак. В «Кубе» из мусорного сегодня - в светлое, идеальное советское вчера. У Габриадзе из времен «перестройки и гласности» - в темное советское вчера.

Сюжет довольно банален – трогательная любовь двух паровозов, разлученных советскими расстояниями. Эрмон совершает побег, чтобы встретиться с Рамоной (мотив из рассказа Платонова «Фро» только с другим знаком). Рамона нарушает трудовую дисциплину, чтобы помочь цирковым артистам. Советская власть по перестроечным понятиям просто не могла пройти мимо такой любви и не вмешаться. В результате, всех кто не умер – посадили. А кого не посадили, обьявили в розыск.
Однако в финале позитивная ностальгическая волна побеждает - происходит утверждение большого советского стиля – выезжает величественный учетверенный паровоз с красной звездой (на поклонах Габриадзе и его актеры кладут к колесам паровоза букеты цветов).

В содержательном плане спектакль не такой пронзительный, как «Сталинград». Есть ощущение вторичности, будто время в Грузии остановилось. Резо Габриадзе до сих пор обеими ногами стоит в нашем общем прошлом. Это осколок Советской Грузии, которой давно уже нет – ни на карте, ни в современной Грузии (может только в музее советской оккупации, где этому спектаклю самое место, рядом с фильмами Иоселиани и Абуладзе и фотографиями легендарных спектаклей Стуруа и Туманишвили).

Но на визуальном плане его театр столь же великолепен, что и раньше. Для такого театра картинка намного важнее текста. Образы воздействуют сильнее слов.

Про слова хочется сказать особо. Спектакль поставлен специально по заказу фестиваля «Черешневый лес», русский текст читают наши самые известные актеры. Отдельное удовольствие - угадывать голоса, особенно если до спектакля не читал программку и не знаешь, кто будет. Сначала я узнал Гармаша, потом Фрейндлих, потом Михалкова, Петренко, Битова и в финале – Кирилла Лаврова. После спектакля убедился, что почти половину из перечисленных в программке узнал.

А образы – самые интересные те, что менее конкретны. Чем меньше видишь, тем богаче фантазия. Поэтому для меня самая лучшая часть спектакля – вступление. То ли крупным планом вертолет приземляется, то ли панорама ночного аэропорта. То ли созвездия быстро пробегают по небу, как в планетарии или при ускоренной сьемке. А может, это атлас железных дорог СССР, выполненный из лампочек пионерами средней школы г.Цхалтубо для красного уголка локомотивного депо.

Самые лучшие сцены - те, что в темноте. Диалог двух путевых обходчиков с фонарями ("Домой? Кто меня там ждет?"), тополь на ветру.

Главный принцип Габриадзе не подвержен времени - одушевление всего сущего. Диалог курицы с кабаном (интересуется, выполнен ли план по мясозаготовкам), колокольчик-радиоточка на столбе передает музыку, а потом начинает говорить "своими словами". Ведро с водой и листья мяты спешат на помощь больному.
Ну и паровоз, как образ абсолютного совершенства, венец творения с красной звездой на груди.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments