Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

И Скотинкины и Голопупенко

*
«БА / ПО-ДРУГОМУ», Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, 2014г. (10/4)

Первая часть – «Ба» - спектакль удивительно гармоничный.
Абсолютная гармония драматургии и режиссуры.

В пьесе сведены вместе смех и слезы, полярные персонажи: столичные и провинциальные, разные возраста – поколение бабушек и поколение внучек, и Скотинкины и Голопупенко. Две родословные линии, встречаясь, рождают человека. И все вместе они составляют семью, род, народ. Линии рвутся, но потом восстанавливаются и род продолжается.

За стол родня вся соберется
"Христос воскрес" из уст польется


Постановка опирается и на чистую как слеза актерскую достоверность, и на чисто режиссерские приемы, метафоры.

В пьесе есть центральная роль и Любовь Ворожцова развернулась на полную катушку – очень точный, сочный, громкий бытовой план, полная власть над залом, и вдруг выходы на совсем другое, надбытовое - тихие «моменты истины», когда Ба вспоминает или читает стихи.

Прекрасен дуэт Ворожцова-Маковцева. Теперь я увидел полный комплект современных женских дуэтов Коляда-театра (два сочетания видел раньше - Еромолова-Маковцева в «БСЭ», Ворожцова-Ермолова в «Уроках сердца», теперь третье).
Из персонажей второго плана отмечу очень колоритных друга (Илья Белов) и подругу (Алиса Кравцова), в этих ролях материал позволил развернуться характерности и дать второй план.
Но кроме героев пьесы в спектакле есть еще и классический колядовский хор (он врывается в бытовые сценки, как бабушка из Сибири в московскую квартиру).
Линейное повествование то и дело прерывается - откаты в прошлое, вставные номера - песни, заговОры.

Спектакль хорошо организован сценографически (вокруг кровати) и структурирован тремя контрастными исполнениями известной песни «Не для меня».
Первое исполнение простое, с чувством - хор Скотинкиных-Голопупенко и солист (Андрей Панаев).
Второе исполнение пародийное (отличный вставной номер - на Фабрике звезд из Скотинкиных и Голопупенко сделали мальчиковый ансамбль). Два исполнения - два полюса, жизнь и смерть.
Но в финале звучит еще и третье, режиссерское, откуда-то из-за сцены, сверху, из-за пределов жизни и смерти.

Отдельно надо отметить название. Броское и точно соответствует содержанию пьесы и спектакля. Простое, но с секретом. И вполне бытовое (главная героиня и мотор сюжета – бабушка, «ба»). И символическое. Провоцирует любимое Колядой повторение, зацикливание ба-ба, ба-ба, женское начало, две женщины, две бабы.
«Ба» это еще и две первые буквы алфавита, как два первоначала. Молекула жизни из двух атомов. Согласная и гласная. Мужское и женское. Смерть и воскресение. И жизнь вечная.

Первое отделение было вполне самодостаточно. Один из лучших образцов «малого Коляды» (постановки пьес современных авторов в Коляда-театре). Оно закончилось на такой чистой ноте. «Сердце зрителя забилось с восторгом чувств». Продолжения не требовалось, двигаться дальше с такой вершины можно только под горку.

Вторая пьеса короткая, пунктирная, схематичная. Подцеплена к спектаклю общей темой и общей песней, но мало что добавляет к «Ба».
Tags: Коляда, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment