Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Окаянный отросток галантного века

*
"ЭОННАГАТА", Р.Лепаж, СЭДЛЕРС УЭЛЛС, Англия, 2010г. (8)

Горело красиво, временами очень красиво. Но не взорвалось.

А ведь все компоненты для взрывной химической реакции налицо.
С одной стороны герой и тема (даже целая смысловая конструкция, многоуровневая, с множеством отражений-переходов-гиперссылок, как в лучших "лепажах").
С другой стороны актерский состав - лучше не бывает, только с балетными, абсолютными актерами можно раскрыть такие абсолютные темы.

Лепаж+Гиллем формула короткого замыкания, но током не ударило, сердце не пробило, хотя вся финальная часть (начиная с зеркала) это Лепаж самого высокого уровня.
Видимо, первая часть оказалось слишком холодна (бенгальский огонь), не подожгла бикфордов шнур, протянутый к пронзительному финалу.
Оставалось отстраненно созерцать картинку и чисто умозрительно путешествовать по смысловым этажам.

Первый этаж – история. Частная история необыкновенного человека, говоря по-ихнему байопик, говоря по-нашему - ЖЗЛ.
Лепаж – прост, в этом его сила. Он делает самые элементарные театральные действия - рассказывает и удивляет. Рассказывает историю жизни человека и показывает фокусы. Театр повествовательный и театр изобразительный. Театральный Пикуль («Пером и шпагой» – в одной из сцен Лепаж почти точно визуализирует название пикулевского романа, саблей, как пером).

На втором этаже над частной историей надстроена Большая История. История 18-го, галантного века (театральный минимализм Лепажа, набор сценок - изящных безделушек, это как раз в стиле галантного века). История века авантюристов, либертенов. Зазор между отмирающей дворянской матрицей и нарождающейся буржуазной. Свобода от любых правил, и даже от разделения на мужское-женское (герои де Сада хотели испытать сексуальное наслаждение и как мужчины и как женщины).

Тут я сразу вспомнил "Барри Линдона" Кубрика - тот же самый исторический период, тоже история человека, которого вознесло, а потом опустило. Только там герой из низов, деревенский парень.
Показательный отрывок из сюжета фильма Кубрика :
Молодого ирландца приставляют следить за соотечественником — шпионом, вольнодумцем и шулером, который по заданию австрийской дипломатии колесит по Европе под именем шевалье де Балибари.

Вот у Лепажа взгляд на тот же век глазами такого шевалье - аристократа. То ли блистательного дипломата, то ли презренного шпиона. Однако финал такой же, как у простолюдина Барри. И отсюда переход на третий этаж. Не о веке, а о чело-веке (не о конкретном шевалье, а о человеке в истории, о природе человека).
Не об исключительном, а о всеобщем. О тщетности усилий и недостижимости совершенства и непознаваемости природы человека.

Тема спектакля отнюдь не трансвестизм, а совершенный, универсальный человек.
Настолько совершенный, что сочетает в себе и мужские и женские качества. Цельный человек, а не человек-половинка (мужская или женская).
Но есть и оборотная сторона такого совершенства - он настолько ущербный, что проваливается между мужским и женским.
И то и другое. Ни то, ни другое.

На историческом этаже его совершенство, его аристократическое благородство оказалось никому не нужно. Наступает время нового героя – Фигаро. Аристократический авантюрист встречается лицом к лицу со своим могильщиком (как дворянство с буржуазией), с авантюристом нового времени – Бомарше. Д'Эон в любом из своих обличий ("м" или "ж") может легко отбрить всех севильских цирюльников, но терпит поражение. Король и королевство, которым он служит, оставляют ему медаль на грудь и исчезают. Совершенный человек умирает в нищете, стариком или старухой, старость беспола. А неполноценное, разделенное на мужчин и женщин человечество интересует только один вопрос – был ли у этого ОНО отросток между ног.

В спектакле есть еще и театральный этаж – дуализм мужского-женского отражается в дуализме разговорного-пластического, есть контраст между началом - высокой японской театральной традицией оннагата, давшей спектаклю название, и "низким" концом - европейским цирком, где подрабатывал наш обедневший герой.
И отсюда переход на географический этаж. Тема запад-восток развитая в «Трилогии драконов» здесь задета вскользь (как японская тема - перекличка между самураем, танцем с мечом и аристократом-фехтовальщиком). Мне была более интересна перекличка Англия-Франция (ко всему прочему это специфический канадский дуализм). Эон родился во Франции мальчиком, а умер в Англии старушкой. Двуязычие спектакля и двуполость героя каким то причудливым образом перекликались.

=======

Несгораемый остаток:
Театр это зрелище - бородатую женщину на ярмарке показывают за деньги.
Tags: Лепаж, ЧехФест, контемпорари, театр
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments