Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Окаянный отросток галантного века

*
"ЭОННАГАТА", Р.Лепаж, СЭДЛЕРС УЭЛЛС, Англия, 2010г. (8)

Горело красиво, временами очень красиво. Но не взорвалось.

А ведь все компоненты для взрывной химической реакции налицо.
С одной стороны герой и тема (даже целая смысловая конструкция, многоуровневая, с множеством отражений-переходов-гиперссылок, как в лучших "лепажах").
С другой стороны актерский состав - лучше не бывает, только с балетными, абсолютными актерами можно раскрыть такие абсолютные темы.

Лепаж+Гиллем формула короткого замыкания, но током не ударило, сердце не пробило, хотя вся финальная часть (начиная с зеркала) это Лепаж самого высокого уровня.
Видимо, первая часть оказалось слишком холодна (бенгальский огонь), не подожгла бикфордов шнур, протянутый к пронзительному финалу.
Оставалось отстраненно созерцать картинку и чисто умозрительно путешествовать по смысловым этажам.

Первый этаж – история. Частная история необыкновенного человека, говоря по-ихнему байопик, говоря по-нашему - ЖЗЛ.
Лепаж – прост, в этом его сила. Он делает самые элементарные театральные действия - рассказывает и удивляет. Рассказывает историю жизни человека и показывает фокусы. Театр повествовательный и театр изобразительный. Театральный Пикуль («Пером и шпагой» – в одной из сцен Лепаж почти точно визуализирует название пикулевского романа, саблей, как пером).

На втором этаже над частной историей надстроена Большая История. История 18-го, галантного века (театральный минимализм Лепажа, набор сценок - изящных безделушек, это как раз в стиле галантного века). История века авантюристов, либертенов. Зазор между отмирающей дворянской матрицей и нарождающейся буржуазной. Свобода от любых правил, и даже от разделения на мужское-женское (герои де Сада хотели испытать сексуальное наслаждение и как мужчины и как женщины).

Тут я сразу вспомнил "Барри Линдона" Кубрика - тот же самый исторический период, тоже история человека, которого вознесло, а потом опустило. Только там герой из низов, деревенский парень.
Показательный отрывок из сюжета фильма Кубрика :
Молодого ирландца приставляют следить за соотечественником — шпионом, вольнодумцем и шулером, который по заданию австрийской дипломатии колесит по Европе под именем шевалье де Балибари.

Вот у Лепажа взгляд на тот же век глазами такого шевалье - аристократа. То ли блистательного дипломата, то ли презренного шпиона. Однако финал такой же, как у простолюдина Барри. И отсюда переход на третий этаж. Не о веке, а о чело-веке (не о конкретном шевалье, а о человеке в истории, о природе человека).
Не об исключительном, а о всеобщем. О тщетности усилий и недостижимости совершенства и непознаваемости природы человека.

Тема спектакля отнюдь не трансвестизм, а совершенный, универсальный человек.
Настолько совершенный, что сочетает в себе и мужские и женские качества. Цельный человек, а не человек-половинка (мужская или женская).
Но есть и оборотная сторона такого совершенства - он настолько ущербный, что проваливается между мужским и женским.
И то и другое. Ни то, ни другое.

На историческом этаже его совершенство, его аристократическое благородство оказалось никому не нужно. Наступает время нового героя – Фигаро. Аристократический авантюрист встречается лицом к лицу со своим могильщиком (как дворянство с буржуазией), с авантюристом нового времени – Бомарше. Д'Эон в любом из своих обличий ("м" или "ж") может легко отбрить всех севильских цирюльников, но терпит поражение. Король и королевство, которым он служит, оставляют ему медаль на грудь и исчезают. Совершенный человек умирает в нищете, стариком или старухой, старость беспола. А неполноценное, разделенное на мужчин и женщин человечество интересует только один вопрос – был ли у этого ОНО отросток между ног.

В спектакле есть еще и театральный этаж – дуализм мужского-женского отражается в дуализме разговорного-пластического, есть контраст между началом - высокой японской театральной традицией оннагата, давшей спектаклю название, и "низким" концом - европейским цирком, где подрабатывал наш обедневший герой.
И отсюда переход на географический этаж. Тема запад-восток развитая в «Трилогии драконов» здесь задета вскользь (как японская тема - перекличка между самураем, танцем с мечом и аристократом-фехтовальщиком). Мне была более интересна перекличка Англия-Франция (ко всему прочему это специфический канадский дуализм). Эон родился во Франции мальчиком, а умер в Англии старушкой. Двуязычие спектакля и двуполость героя каким то причудливым образом перекликались.

=======

Несгораемый остаток:
Театр это зрелище - бородатую женщину на ярмарке показывают за деньги.
Tags: Лепаж, ЧехФест, контемпорари, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments